Важнейшее из искусств

Историческая фраза Владимира Ленина по поводу кинематографа, пусть и в усеченном виде, не потеряла актуальность и сегодня, хотя была произнесена без малого 100 лет тому назад. Движущиеся картинки на белой простыне представляются многим наиболее мощным по воздействию видом искусства, хотя безграмотность давно ликвидирована, а само изобретение братьев Люмьер за долгие годы существования изрядно подорвало кредит доверия к самому себе.

Очень часто кино делают люди, не ставящие перед собой задачу воссоздавать эпохи, возиться с медалями и дверными ручками и выслушивать занудные придирки консультантов. Фильм «Номер 44», внезапно оставшийся без прокатного удостоверения в России за счет решения компании-прокатчика, удивительно созвучного мнению министра культуры, явно из таких. Голливуд и окологолливудские литераторы вообще уверены в том, что любое историческое время подвластно их могучему коллективному разуму, который нередко оказывается коллективным бессознательным. Над этим можно и нужно смеяться, но с какой такой целью российское общество стремится от этого спрятаться — неизвестно.

«Такие фильмы, как "Номер 44", не должны выходить в нашей стране в массовый кинопрокат, зарабатывая на нашем кинозрителе, ни в год 70-летия Победы, ни когда бы то ни было еще», — прокомментировал решение о фактическом запрете на прокат фильма Владимир Мединский. Заботливо звучит, но почему-то в случае с откровеннейшим издевательством над «Кавказской пленницей» зрителю предоставляют право самому решать, кто и что будет на нем зарабатывать. Наша публика на самом деле вообще не очень-то любит, когда над ней открыто издеваются, но ведь и тех, кто принес в кинотеатры 180 тысяч евро, жаль. Их никто, как в случае с американским фильмом, не предупредил. Выходит, что прецедент мы создаем на основе пословицы про бревно в глазу, чем не замедлят воспользоваться критически настроенные граждане.

Сразу же возникает множество вопросов, на которые нет и не может быть ответа — слишком спонтанные решения принимают российские чиновники от культуры, причем это у них общее, независимо от ранга. Если «Номер 44» — это намеренное и вредное перевирание исторической данности, то почему книга, написанная Томом Робом Смитом, в течение нескольких лет свободно продавалась в России? Ведь уж с этим распространением неправды несложно было справиться. Причем без неизбежной для отмены кинопремьеры шумихи. Почему официально не запрещен к прокату на телеканалах художественный фильм «Красная жара», к примеру? Или «Порок на экспорт»"? И еще целая обойма картин, в которых про Сталина, может, ничего не врут, но граждан РФ обычно представляют в виде татуированных и жестоких людей с нескрываемым алкоголизмом.

Вообще эти запреты в культуре, когда они приносили прок? Сколько людей, включая автора этого текста, непременно посмотрят этот «Номер 44» исходя уже не только из одного лишь любопытства — неизвестно, но вряд ли мало. Не давать зарабатывать на прокате, поощряя пиратство на официальном уровне? Окажутся ли среди зрителей нежные и ранимые подростки, которые составляют мнение о собственной истории по фильмам с Томом Харди и Гэри Олдманом? Опять же неизвестно, но в кинотеатр их бы точно не пустили при рейтинге 16+. Обычно в новостях о запретах в этой области фигурируют страны, в которых уровень возможного оскорбления чувств верующих таков, что не запретить нельзя. Хотим ли мы завтра оказаться в одной из таких стран?

Вопросов много. Непонятно, например, кто эти эксперты, которые, как в старые добрые времена, отсматривают зарубежное кино перед его выходом на экраны (и явно не отсматривают отечественное). Очень хотелось бы ознакомиться с развернутым отчетом насчет этого «Номера 44», а потом сравнить выводы специалистов с собственными — и потому снова возникает необходимость посмотреть идейно вредный продукт. Достоин ли фильм (снятый по книге открытого гея, даже странно, что этот факт не использовали в качестве аргумента) в жанре «триллер» про «офицера советской разведки» «Лео Демидова» того, чтобы заваривать непонятную кашу? Ведь вполне достаточно было оценить его по достоинству, мол, прав Задорнов насчет этих американцев.

И еще любопытно: когда уже Фонд кино даст денег на соответствующую картину российского производства о войне между Севером и Югом или временах Бостонского чаепития? Сарик Андреасян или режиссер «Кавказской пленницы 2», имя которого не хочется приводить по моральным соображениям, вполне справились бы с задачей по нанесению ответного удара.