На Березитовом руднике трудятся 12 династий

Березитовый рудник — это золото в камне. Ради драгоценного металла сотни людей и десятки машин вгрызаются в скальную породу. Однако финальную точку в споре характеров и монолитов всегда ставят металлурги и плавильщики. Их труд на грани температуры плавления золота, в их руках  результат работы большого коллектива обретает благородную форму. Здесь сын за отца, а вахта стала вторым домом.

Конечный продукт

Чаще всего знакомые просят Александра Малолыченко показать размеры золотого слитка. Он обыденно разводит руки на ширину пары ладоней, но особых эмоций по этому поводу не испытывает. Счет золота, прошедшего через его руки, давно пошел на тонны. Александр — плавильщик золотоизвлекательной фабрики Березитового рудника.

— Здесь, в принципе, эмоции неуместны. Только свежие мысли, точный расчет. На Березитовом руднике трудится около тысячи человек, а золото — это конечный продукт большого производства. Если мы допустим какой-то сбой в производстве, то подведем всех этих людей. Это их труд, их зарплаты, если хотите — это благополучие их семей, — делится Александр.

Именно плавильщики повахтово и посменно отливают более трех с половиной тонн золота ежегодно. Температура плавления золота достигает 1100 градусов. Находиться рядом — уже испытание. Все действия выполняются в специальных жаростойких костюмах. Говорят, в них как в бане, но профессионалов это не смущает.

— После смены одно желание — сходить на речку искупаться. Мы на севере, вода ледяная, но для нас это только в радость, — продолжает Александр.

По его словам, решился работать на чужбине не от хорошей жизни. На родине — в Забайкальском крае — экономика оставляет желать лучшего, стабильных предприятий с достойной зарплатой мало. Однажды подал анкету в службу управления персоналом Березитового рудника — пришел вызов.

— Приняли на работу, за счет рудника обучили в техникуме. На Березитовом руднике производственный процесс устроен таким образом, что голова болит только о работе. В нашем деле, а тем более когда речь идет о золоте, — это самое главное.

От руды до золотого слитка путь долгий. При этом люди — не машины, они остаются людьми в условиях амурского севера и напряженного вахтового распорядка. Молодой аппаратчик — гидрометаллург Александр Демешин — ради вахты отказался от мягкого офисного кресла и непыльной работы в сфере рекламы.

— Работал в музее восковых фигур, отвечал за организацию гастролей, рекламных компаний. Однажды понял, что хочу большего, да и зарплата оставляла желать лучшего, в итоге оказался здесь, — рассказывает предысторию Александр. — Здесь встретил свою судьбу. Она работала в экспресс-лаборатории. Сейчас женаты, у нас дети маленькие, она с ними дома. Я — здесь, и тот факт, что моя половинка знает особенности труда, очень сильно помогает.

Жизнь на два дома

По словам руководителя службы управления персоналом Екатерины Башняк, текучесть кадров на Березитовом руднике не превышает 20 процентов, тогда как для горной промышленности нормальным считается показатель в 30—35 процентов.

— В условиях кризиса мы не приостанавливаем, а наоборот — усиливаем программы мотивации сотрудников. В целом за прошлый год средняя заработная плата по руднику выросла не менее чем на 20 процентов, — отмечает Екатерина Андреевна. — Специалисты с высоким потенциалом состоят в так называемом «Золотом резерве» компании Nordgold, в состав которой входит Березитовый рудник наряду с другими горнодобывающими предприятиями в разных уголках России и мира. Такие специалисты получают шанс занять более высокие должностные позиции в подразделениях Nordgold.

24

 миллиона рублей заложено Березитовым рудником на безопасность труда в бюджете 2016 года. В нынешнем году эта сумма равна 20 миллионам рублей

В 2013 году в Nordgold и на ее предприятиях был внедрен кодекс делового поведения сотрудника и корпоративные ценности компании, к которым относятся «Безопасность труда», «Профессионализм и эффективность», «Доверие и сотрудничество», а также «Уважение к людям». Ежегодно на Березитовом руднике в честь празднования Дня металлурга наиболее достойным работникам присваивается почетное звание «Золотой сотрудник» за образцовое следование принятым корпоративным ценностям и демонстрацию примеров ценностного поведения. Лауреаты в каждой категории получают диплом и оплаченный семейный отдых на море на 100 тыс. руб.

Начальник смены цеха фильтрации и хвостового хозяйства Алексей Загуменных был выбран представителем ценности «Уважение к людям».

— Хамство мы не приветствуем. Как результат — на протяжении 4—5 лет у нас постоянный коллектив. Полтора месяца вдали от дома тяжело, и взаимная поддержка играет ключевую роль. Я старше всех, многим в отцы гожусь. Бывает, смотришь — идет человек, голову понурил. Что случилось? Выслушаешь, с высоты своего возраста ситуацию оценишь, дашь совет. Он потом приезжает уже с улыбкой — жизнь наладилась. Я с 2008 года на руднике, считайте, с каждым почти родственники, — делится Алексей Загуменных. — На вахту собираюсь, а жена смеется: «Ты заговариваешься уже со своим рудником». Оказывается, сказал: «Домой пора». Ничего удивительного, ведь здесь люди, с которыми я ложусь спать и утром встаю на работу. Моя вторая семья, на два дома живу.

Сын за отца

В настоящее время на предприятии трудятся 12 полноценных династий. В подобных условиях понятие «второй дом» получает дополнительную актуальность.

— Я сыну сказал: «Если хочешь, то я за тебя поручусь!?», но решение он принимал сам, — рассказывает механик цеха фильтрации золотоизвлекательной фабрики Валерий Луговской. — Конечно, я волновался. На вахте важно уметь ладить с людьми не только на рабочем месте, но и в быту. Сейчас я доволен, здесь он нашел себя в родной профессии. Мой сын химик, заканчивал вуз по направлению технологии органического синтеза.

Отец и сын Луговские — Валерий и Максим — познакомились с рудником задолго до официального трудоустройства. В 2006 году работали в подрядной организации, которая строила золотоизвлекательную фабрику, занимались монтажом, наладкой оборудования. Спустя три года отец вышел на уже знакомое производство. В 2011-м к нему присоединился Максим. Оба работают на разных участках, однако каждый день чувствуют ответственность друг за друга.

— Нужно всего лишь делать свою работу, — коротко резюмирует Максим. — И отца подвести нельзя. Он научил в жизни многому, но все остальное я делаю сам.

Еще одна трудовая династия — отец и сын Кошелевы. Причем старший занимает должность заместителя исполнительного директора рудника, но нить родственных отношений тянется на самую «передовую» золотодобычи — в карьер. Кошелев младший — помощник машиниста буровой установки.

— Вы же знаете, что карьер — это самый опасный участок, высота бортов свыше 300 метров, много техники, пыль и другие сложности, но именно там он приобретет опыт и заработает репутацию не за счет своего отца. Сейчас уже проблем нет. Человек на своем месте, хотя я по-прежнему отвечаю за него. Так же, как и за всех остальных, — подчеркивает Виктор Александрович Кошелев. — В принципе трудовые династии — показательный пример стабильности работы предприятия, и мой пример не самый показательный. У нашего электрика Кыштымова здесь два сына работают.

Добросовестность как драгоценность

Машинист насосных установок цеха фильтрации Александр Головатый — старейший работник предприятия, который прибыл на место будущего рудника еще в 2002 году вместе с геологической командой.

— Мы вскрывали старые штольни, оставшиеся от разработок начала прошлого века, брали геологические образцы, — делится воспоминаниями старожил. — Позже устроился работать сюда взрывником. В прошлом году жена травму получила, пришлось уволиться, пойти на пенсию. Спустя полгода начальник звонит: «Николаич, может, выйдешь?». Я даже думать не стал, только вещи собрал, медкомиссию прошел — да сюда и рванул.

До работы на руднике в его послужном списке 26 лет «подземки» в качестве шахтера- проходчика. Это самый опасный и тяжелый труд, который только бывает в горной отрасли. Как видно, руководство его не забывает. Честность и добросовестность каждого отдельного сотрудника — на вес добытого золота.

Золотоизвлекательная фабрика работает по замкнутому циклу. Отработанная техническая вода, а затем отфильтрованная, по контуру вновь подается в производство. Насосные установки под присмотром Александра Головатого должны работать как часы. Любая нештатная остановка чревата сбоем всего процесса. Кому попало такую работу не доверят, здесь каждый отвечает за всех. Таких, как Александр Головатый, стоявших у истоков производства и сохранивших верность Березитовому руднику до сего дня, почти три десятка. Практически все трудятся беспрерывно, годами чередуя работу и отдых, в одном ритме с собственным детищем.

ДОСЬЕ АП

Березитовый рудник

ООО «Березитовый рудник» работает в составе международной золотодобывающей компании Nordgold. Предприятие разрабатывает золотополиметаллическое месторождение в Тындинском районе Амурской области.

Компания Nordgold

Nordgold — международная золотодобывающая компания, основанная в 2007 году. В составе компании 9 действующих рудников, 2 проекта развития, 4 проекта с локализованными ресурсами. У нее широкий портфель геолого-разведочных проектов и лицензий в России, Казахстане, Буркина-Фасо, Гвинее, Французской Гвиане и Канаде.

Возрастная категория материалов: 18+