Вера Щербина: «Приамурье не входит в перечень регионов с рискованной бюджетной политикой»

Первый зампред областного правительства о реальной ситуации с госдолгом

«Допустим, вы хотите купить машину, но сделать это на зарплату не можете. Поэтому идете в банк, берете кредит и покупаете автомобиль. Ездите за рулем, выплачиваете кредит и более обдуманно управляете своим семейным бюджетом. Аналогично и с государственным долгом: область по закону вправе занять деньги, направить их на строительство детского сада или ипотечную программу для населения и гасить кредит». Так просто и точно первый зампред амурского правительства Вера Щербина объясняет, что такое государственный долг и почему его не надо бояться. В горячую предвыборную пору именно госдолг, который сегодня имеют 80 из 85 регионов России, стал козырем оппонентов действующего правительства. Грозит ли Приамурью финансовый коллапс и что делает власть, чтобы снизить кредитную нагрузку, Вера Щербина рассказала в интервью «Амурской правде». 

ВЫБОРНЫЙ ПИАР НА ГОСДОЛГЕ 

— Вера Георгиевна, какова реальная ситуация с госдолгом Амурской области? Все действительно так страшно?  

— Я бы не стала сгущать краски. За счет дополнительной финансовой помощи федерального бюджета нам удалось снизить кредиты в коммерческих банках до 60 процентов — это очень существенно. Правительство России разделяет с нами и другими субъектами ответственность за долговую политику, так как отчасти мы закредитовывались не по своей прихоти и не по своей вине. Во всех дорогостоящих программах, к примеру строительство жилья на БАМе или 185-й федеральный закон по переселению из ветхого и аварийного жилья, доля областного бюджета исчисляется миллиардами. Не миллионами — миллиардами!  

60

процентов — до такой отметки сократился долг Амурской области перед коммерческими банками. На сегодня он составляет 16 миллиардов рублей

По итогам указов президента по повышению зарплаты работникам бюджетной сферы за последние годы прирост зарплаты составил 5 миллиардов рублей. При этом власть два года себе зарплату не повышала и не индексировала. За счет строительства, реконструкции зданий область решила проблему дефицита мест в детсадах — сейчас очереди для детей от трех лет у нас нет. Естественно, просто так эти миллиарды в бюджет не упали — мы были вынуждены кредитоваться в банках. И деньги эти были взяты для развития области и ее жителей.  

— Ваши оппоненты заявляют, что область находится буквально на грани финансового коллапса и амурчанам, и даже их потомкам, придется расплачиваться за госдолг.  

— Я читала эти статьи и могу сказать — это популизм чистой воды. Цифры и данные искажены, информация о бюджете и кредитных обязательствах подается непрофессионально, некорректно, а делить сумму госдолга на количество жителей вообще некомпетентно. По данным Министерства финансов России, сегодня 80 из 85 субъектов имеют госдолг, и нигде нет никакого финансового коллапса. Тем более Амурская область не входит в перечень территорий с рискованной бюджетной политикой. Областное правительство работает в рамках Бюджетного кодекса, наши действия абсолютно управляемы, открыты и регламентированы действующим законодательством. Регионы во все времена работали с бюджетными долгами — это обычная практика. И ни при каких обстоятельствах граждан эти кредиты не касались и не коснутся. 

— Федерация одинаково помогает всем регионам, имеющим долги?  

— Правительство РФ выдвигает жесткие условия для получения средств. В первую очередь регион должен снизить неэффективные расходы. И по 2015 году мы сократили неэффективные расходы на 4,5 миллиарда рублей. Во-первых, приостановили ряд госзакупок: это имущество, инвентарь, автомобили, компьютерная техника. Плюс отказались от перелетов бизнес-классом, сократили компенсации на аренду жилья, содержания автомобилей и так далее. Мы провели очень большую работу по оплате труда руководителей бюджетных учреждений. Раньше были случаи, когда руководители начисляли себе зарплату бесконтрольно: в итоге некоторые главврачи больниц и директора школ получали зарплату от 150 до 200 тысяч рублей в месяц, а специалисты — 15—20 тысяч. Сейчас у нас есть постановление губернатора, которое четко регламентирует предельный размер оплаты труда. Мы контролируем это в ежемесячном режиме.  

По данным Минфина России, сегодня 80 из 85 субъектов имеют госдолг, и нигде нет никакого финансового коллапса.

— Есть еще неэффективные расходы, которые можно сократить?  

— Их достаточно, но в основном они связаны с социальным аспектом: например, мы вынуждены в северных территориях содержать школы или детсады с низкой наполняемостью. Но мы понимаем ситуацию, поэтому это серьезное финансовое бремя будем нести.  

НОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ ДЛЯ БЮДЖЕТА 

— Правительство РФ пошло навстречу Приамурью и дало двухлетнюю отсрочку по сокращению госдолга. Как удалось этого добиться? 

— Постановление Правительства РФ было очень жесткое: согласно ему нам нужно было за счет собственных расходов гасить долги. Но мы провели огромную работу с федеральным центром, снизили дефицит бюджета, и. о. губернатора Александр Козлов дважды за месяц встречался с министром финансов России Антоном Силуановым. В итоге мы смогли убедить правительство о продлении сроков поэтапного сокращения госдолга нам и другим регионам, находящимся в аналогичной ситуации. Постановление уже готово, поэтому расходы областного бюджета следующего года будут такими же и прирастут уровнем доходов. А гасить долг мы будем поэтапно до 2019 года: за счет инфляционной составляющей, прироста налоговых доходов и за счет дополнительной финансовой помощи. Сегодня в Москве рассматривается вопрос, чтобы на 2016 и последующие годы увеличить объем федеральной помощи регионам на эти цели. Надеюсь, этот вопрос будет решен положительно.  

5

миллиардов рублей составил прирост зарплаты амурским бюджетникам за последние годы

— В областном правительстве началась работа по формированию бюджета. Изменятся ли его приоритеты? 

— Формирование бюджета идет полным ходом: уже составлены прогнозы по доходам. На днях будем выносить это на обсуждение с губернатором, членами правительства. Следующий этап — расходная часть, с окончательными цифрами мы должны определиться до 25 сентября. Первоочередные расходы нашего бюджета — содержание бюджетной сети, заработная плата, лекарственное обеспечение, питание, коммунальные услуги. Второй блок — публично-нормативные обязательства: законы, льготы для граждан. Третий блок, который мы будем обсуждать вместе с общественностью, — приоритеты развития области. Куда направить средства, на какие объекты незавершенного строительства, важные для региона программы.  

— Исполняющий обязанности губернатора за последние месяцы объехал все города и районы, было много встреч с главами поселений, депутатами, жителями. По итогам поездок появились какие-то новые направления, которые будут отражены в бюджете? 

— Конечно, и ряд решений уже принят. В частности, Александр Александрович поручил проработать вопрос финансового обеспечения льготной поддержки пожилых граждан по капремонту жилого фонда. Мы проработали, выходим с корректировками на очередную сессию Заксобрания. В итоге люди будут справедливо пользоваться льготами. Очень много поручений по дорожному ремонту: появились новые участки, в ряде территорий прошли аукционы, а кое-где уже заканчивается ремонт дорог. Все это требует корректировок бюджета. И поручения продолжают поступать. 

Регионы с максимальной долговой нагрузкой (по состоянию на 1 января 2015 г.) — см. инфографику