Обреченные ницшеанцы: рецензия на новый фильм «Орлеан» с Еленой Лядовой

Фантасмагория — не самый популярный в народе киножанр. И хотя это слово большими буквами написано на официальном постере «Орлеана», позиционируется он все равно как комедия. Из-за этого многие зрители могут почувствовать себя обманутыми уже на середине картины Андрея Прошкина, слишком сложной, чтобы только лишь веселить публику. От юмора, чаще черного, чем каких-либо других цветов, создатели «Орлеана» переходят к философии, недосказанности и притчам, не стесняясь заведомой банальности последних. Зато на фоне на редкость неудачного пока киногода в России мы имеем возможность увидеть ряд прекрасных актерских работ — в первую очередь Олега Ягодина и Елены Лядовой.

Первые же кадры картины напоминают нам о лентах «Левиафан» и «Изображая жертву» — за последующие без малого два часа зритель увидит еще много разнообразных аллюзий. Прошкин уже работал с писателем-сценаристом Юрием Арабовым, как работал и его отец — известный советский и российский режиссер, снявший, в частности, «Холодное лето 53-го». В сотрудничестве с этим автором династия выдала «Чудо» и «Орду», но именно «Орлеану» суждено было стать своего рода фильмом-вызовом. Это еще более примечательно, если вспомнить, что лента создана при поддержке Министерства культуры, а ведь дразнить наиболее нервные слои российского общества она начинает еще афишами. На них сложно не разглядеть Елену Лядову в образе Мадонны, причем не той, что время от времени падает с американских сцен. Орлеанское общество погрязло в разврате, преступлениях и равнодушии к страданиям ближних, а потому ему положена соответствующая кара.

Буря, которая сотрет провинившийся город с лица земли, приближается не спеша, по булгаковским канонам. А пока высшие силы арендуют под офис заброшенную АЗС и берутся за грешников персонально. Стандартно воплощенный на экране Виктором Сухоруковым Экзекутор, не знающий жалости и не восприимчивый к смерти, стращает грядущими муками за прерывание беременности парикмахершу Лидку (Лядова). Образ жизни одинокой провинциальной сотрудницы индустрии красоты заставляет ее регулярно прибегать к услугам акушера Рудика (Ягодин). Обратившись к нему за помощью и в этом неординарном случае, героиня невольно вовлекает в не самую приятную историю и других жителей города, в том числе и начальника полиции Неволина (Виталий Хаев), который, конечно, практикует деспотизм и двурушничество, а расслабляется массажем и «амазонками». Вступая в заранее проигранную борьбу с незнакомцем, который воплощает в себе всю воландовскую свиту и самого Воланда в придачу, орлеанцам придется узнать, к чему приводят покушения на собственную совесть.

Изначально «Орлеан» — это роман, в котором также предостаточно аллюзий, магического реализма и философских забав. Арабов вкладывает доходящий до комичного пафос в уста Экзекутора, который при этом является людям то клерком, то сантехником, а то и вовсе обитателем выдвижного ящика в морге. При этом обычные жители города, вроде бы не выходящие за рамки привычно греховного существования, время от времени преспокойно демонстрируют неплохие познания в области неоплатонизма и ницшеанства. Этот факт  заставляет вспомнить о романах Виктора Пелевина. И не зря. К середине картины речь пойдет, например, о медитациях с помощью неработающего телевизора. Зато тематика спиртного и наркотиков, характерная для подобного кино, в «Орлеане» задвинута куда-то на третий план, да и выпив, герои становятся свидетелями таких событий, что мгновенно приходят в себя. Создатели фильма предпочитают теме дурмана тему смерти. Начинается лента подобно криминальному сериалу и время от времени пытается чем-то таким быть. Ну и в приезжем цирке заживо распиливают пополам граждан Российской Федерации. 

Сами по себе главные персонажи сыграны безупречно. Елена Лядова за роль Лидки  получила  серебряного «Святого Георгия» на последнем Московском международном кинофестивале — в фильме ей удается несколько раз кардинально перевоплотиться, что не могло уйти от внимания жюри фестиваля. Театральный актер Олег Ягодин нечасто появляется на киноэкранах, хотя амурчане на днях могли увидеть его в «Ангелах революции» в рамках «Амурской осени». В «Орлеане» он играет умного человека, отгородившегося от выпавших на его долю несчастий и собственной слабости стеной отточенного цинизма. Этой практике он, в отличие от остальных персонажей, остается верен до конца. Виталий Хаев, наоборот, регулярно предстает перед зрителем в телесериалах и к тому же долгое время ассоциировался с ведущим какого-то там всероссийского лото. Но именно в авторском кино (а «Орлеан», безусловно, именно таков) ему удается найти нужное пространство, и даже жаль, что закон запрещает его битому судьбой герою с говорящей фамилией Неволин нецензурно выражаться. 

«Орлеан» не назовешь ни глупым, ни скучным, не перенасыщенным «чернухой», тем не менее больших сборов ему явно не видать. Зато Прошкин сотоварищи в очередной раз с успехом продемонстрировали, что на деньги, выделяемые Фондом кино, можно снимать не только идиотские комедии с дарованиями из КВН, но и ленты, достойные внимания фестивалей европейского и мирового значения. Фильм хорош в том числе и деталями. Чего стоят только гигантский кот Гильгамеш со своим двухсекундным бенефисом или пушкинский набор из трех игральных карт, завершающий линию начальника полиции. Удивительно, но происходящее не оставляет гнетущего отголоска в сознании зрителя. И дело даже не в том, что все обязательно получают по заслугам. Несмотря на бетонную стелу на въезде в город и прочие материальные доказательства существования русского Орлеана, он все-таки не выглядит настоящим. А выдумкам, даже самым изощренным, не так-то просто сопереживать.

Возрастная категория материалов: 18+