Амурчане экономят с помощью совместных покупок в интернете

Мы выяснили все плюсы и минусы системы

Как в магазине, но в два раза дешевле — именно такой девиз декларирует СП — система «совместных покупок». Она позволяет приобретать товар по оптовым или ценам производителя, минуя наценку перекупщиков. Почему совместные покупки так  любят амурчане  и не любит налоговая инспекция, сколько можно сэкономить и сколько заработать с помощью СП — в материале «Деловой среды».

Ориентация на мам 

— Я в магазины одежды хожу все чаще просто для примерки. Какой смысл отдавать за пальто семь-восемь тысяч, если могу купить его в СП за две-три тысячи? Померила, выбрала модель, определила, какой размер мне нужен, — и пошла на сайте выбирать такое же или похожее, — делится своим опытом благовещенка Ольга. Девушка уже давно одевает себя, сына и мужа с помощью интернета. — Заказывали вещи из Китая, но в половине случаев неудачно — то размер не тот, но качество ужасное. В наших магазинах одеваться — никаких средств не хватит. Поэтому для меня СП — спасение. 

Ольга участвует в совместных покупках уже пять лет — практически столько же, сколько и существуют СП в Приамурье. А появились они у нас благодаря интернет-площадке «Благмама». 

— Совместные покупки в центре России начали развиваться еще в двухтысячных годах, — комментирует один из организаторов благовещенских СП, попросивший не называть его имя. — В Хабаровске, например, СП базируются на форуме «Хабмама» — он ориентирован  на женскую аудиторию, в основном на семейных женщин с детьми.   Именно они и являются основными участниками совместных покупок. Владельцы сайта, видимо, неплохо зарабатывают на СП, потому что в 2009 году для амурчан создают аналог «Хабмамы» — «Благмаму». 

Организаторы СП имеют процент от закупок, а сайт получает деньги от организаторов за каждую проведенную закупку, плюс зарабатывает на рекламе. 

Правда, сейчас «Благмама» стала не единственной площадкой для проведения «совместных покупок». Все больше СП проводится в соцсетях — создать альбом в «Одноклассниках» и «ВКонтакте», выложить туда фото товаров может практически любой. Но за работой организаторов на «Благмаме» ручается администрация сайта — у них есть паспортные данные и контакты всех, кто собирает деньги на закупку. В соцсетях человек исчезает после удаления профиля. 

Трудности организатора 

По сути, СП — это оптовая закупка у поставщика. Например, вы хотите купить носки по цене производителя. А он продает только партиями от ста пар (или от десяти тысяч рублей). Тогда вы собираете единомышленников, которые тоже не против приобрести носки подешевле, набираете нужную сумму и заказываете товар. После того как его привозят в Благовещенск — раздаете носки всем участникам закупки. Одна из сложностей:  нужно собрать  и выкупить, например, весь размерный ряд платьев. Не нашли желающего на дюймовочный, не приобрели. Часто всем участникам закупки выгоднее скинуться и выкупить непопулярный размер, а затем  пристроить наряд (найти хозяйку)  по его прибытии. 

10

часов — столько примерно тратит опытный организатор на проверенную закупку с автоматизированной системой заказа (когда участники заполняют специальные формы с заказом). Если возникают форс-мажоры с доставкой, проблемы с переводом средств или отгрузкой — это время увеличивается в несколько раз

Организатор, который собирает и переводит деньги поставщику, отслеживает транспортировку, забирает и сортирует товар, определяет наценку — оргсбор. Стандарт — 20 процентов от суммы заказа. Но даже с ней итоговая стоимость товара зачастую в полтора-два раза меньше, чем в благовещенских магазинах. 

— На самом деле 20  процентов —это минимальная наценка. Ведь сюда входит транспортировка, процент на перевод средств поставщику, расходы на сотовую связь. А еще товар нужно забрать из транспортной компании, дома рассортировать для каждого участника и отвезти на пункт выдачи, — делится один из организаторов «Благмамы». — Минимальная сумма закупки — десять тысяч рублей. То есть мне достается две тысячи, половину из которых съест доставка. В общем, заработком такое дело не назовешь. Просто возможность взять себе вещи без наценки. 

Такая ситуация  у большинства организаторов. В основном это мамы в декрете, для которых проведение совместных закупок — способ сэкономить на одежде, косметике и даже продуктах питания (участники вместе покупают  яблоки, рыбу, конфитюр, соки и тому подобное). Однако несколько организаторов, успевших занять свою нишу в этом бизнесе, зарабатывают на этом по 20—25 тысяч. «Если собираешь копеечный товар — мороки много, а выхлопа нет. А если дорогой (например, платья по 2—3 тысячи рублей, недешевую косметику), поставщик проверенный, люди берут не в первый раз — можно неплохо заработать», — комментирует еще одна мама-организатор.   

Бюджетные претензии 

Налоговая инспекция имеет ряд претензий к совместным покупкам. Причина проста — работа организаторов попадает под определение торговля, но никаких отчислений в бюджет не поступает. 

20

процентов — стандартная наценка товара для участников СП. Половина этой суммы, как правило, уходит на оплату доставки, сотовой связи, процент за перевод средств поставщику

— Конечно, мы работаем неофициально. Только при открытии ИП нужно круглую сумму отдать,  — возмущается организатор СП. — А у нас в среднем прибыль от одной закупки 3—5 тысяч. И за эти деньги я должна декларации заполнять, отсчитывать налоги?!   

Налоговая таких бизнесменов вылавливает с помощью банков. Чтобы не нарваться на внимание инспекторов, организаторы при переводе средств запрещают писать комментарии (пополнение счетов  мелкими суммами с фразами «это за платье», «это на блузку» уже становились причиной блокировки карт организаторов).  Кроме того, иногда организаторы берут реквизиты счетов ИП своих знакомых, чтобы от их имени переводить деньги поставщику. Это делается еще и потому, что часть оптовиков не работает с физлицами. 

В итоге выгода для конечного покупателя оборачивается потерей доходов (пусть и весьма незначительной) для бюджета. Но пока пальто в магазине стоит больше, чем месячное декретное пособие, совместные покупки будут оставаться актуальными. 

Приморские конкуренты 

Недавно у местных организаторов СП появился конкурент — в Приамурье заработал филиал «100СП» — это сайт совместных закупок, который работает сразу в нескольких регионах. «Плюсы «100СП» очевидны, — уверен благовещенский представитель этой системы. —   Ведь цена  товара зависит от количества участников закупки. Сколько человек может участвовать в закупке, если она работает на один город? Двадцать, ну тридцать. А «100СП» охватывает Владивосток, Уссурийск, Хабаровск, Южно-Сахалинск… всего больше 30 городов. Соответственно, если местные организаторы в основном закупают товар по цене мелкого опта, то «100СП» работает с ценами крупного опта — а они существенно ниже». 

Еще один плюс «100СП»: по словам собеседника, все организаторы являются зарегистрированными предпринимателями, а значит, несут ответственность перед участниками на юридическом уровне. При пересорте организатор обязан вернуть деньги или сделать скидку.  Но есть и минус — допрасходы на доставку товара. Например, за выдачу в офисе «Благмамы» участник платит 25 рублей за каждую закупку. У конкурента  — 80, ведь везти товар придется из Владивостока. 

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Мы есть в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках», Instagram и в Моем мире на mail.ru!

Плюсы и минусы СП: 

Минусы:

— Никто не застрахован от пересорта — когда поставщик присылает не тот размер или цвет товара. Участнику закупки достается то, что пришло.  Не всем нравится   покупать «кота в мешке». Многим привычнее примерить, подержать в руках.

 — Затраты по времени.  Нужно сверять артикулы в оптовых прайсах, рассматривать модели на сайте, кидать ссылки, заполнять формы. В  офлайн-магазине (обычные торговые точки) зачастую купить вещи проще.    

— Риск не получить товар. Правда, он минимален. В правилах СП прописано: в случае кражи, повреждения груза в пути, банкротства транспортной компании или поставщика организатор обязан  «предпринять все разумные усилия по разрешению ситуации». Но если после обращения в милицию и писем в прокуратуру деньги так и не нашли, то возвращать их из своего кармана организатор не обязан. 

Плюсы:

— Экономия. Даже с наценкой организаторов — 20 процентов — итоговая стоимость товара отличается от ценников в магазинах в полтора-два раза.

— Возможность выбрать товар дистанционно, на сайте, не посещая магазин. 

— Можно купить товар, который не продается в магазинах Амурской области. 

Возрастная категория материалов: 18+