«Следы войны»: истории героев Великой Отечественной в письмах читателей «Амурской правды»

«Амурская правда» продолжает публиковать письма амурчан о дедах и прадедах, бабушках и прабабушках, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Личных историй оказалось очень много. Читатели присылали свои рассказы на конкурс «История моего деда», приуроченный к 70‑летию Великой Победы.

«Прошел всю войну, а умер, выполняя служебный долг»

  • От кого: Владимира Михайловича Буткеева
  • Откуда: Благовещенск

В моей семье все мужчины были участниками Великой Отечественной войны. Но рассказать я хочу о дяде — Вениамине Ефремовиче Буткееве. Он родился в селе Марково Благовещенского района и был шестым ребенком в семье. На войне он был командиром самоходной установки, стал участником Курской битвы, воевал под Харьковом, освобождал Будапешт, Вену. В последней битве за Берлин его самоходку подбили, он был тяжело ранен и попал в югославский госпиталь. До Берлина оставалось всего 10 км. В конце 1945 года вернулся в Марково. У Вениамина Ефремовича было много наград: орден Красной Звезды, медаль «За отвагу», «За взятие Вены», значки «Отличный артиллерист» и «Гвардия». В январе 1946 года на его имя пришли еще две медали «За отвагу». С фронта дядя привез родным на память «Боевой листок», где была публикация о нем. Мой дядя был коммунистом, хорошо рисовал, играл на баяне, и поэтому его направили работать заведующим клубом в Сергеевку. В феврале 1946 года в области прошли выборы в Верховный Совет. Дядя с водителем поехал на машине отвозить в Благовещенск бюллетени. По дороге машина сломалась, на улице мороз –40, а дядька был в сапогах и шубейке. Тогда он сильно простудился. Его увезли в больницу, в которой он и умер в апреле 1946 года. Обидно, пройти всю войну и умереть за выполнение служебного долга! Ему было всего 25 лет. У нас сохранилось его фото, сделанное после войны. На нем он со своей невестой Зоей, с которой они так и не успели пожениться.

«Мама спасла десятки раненых»

  • От кого: Натальи Петровны     Битковой
  • Откуда: Благовещенск

Моя мама Татьяна Павловна Филиппова в семье была пятым ребенком. В 1941 году окончила школу и поступила со своей подругой на курсы медсестер. В это время уже шла война и молодых девчат на фронт не взяли, а оставили помогать в местном Забайкальском госпитале. В армию маму призвали только в 1945 году на Восточный фронт. Она начала служить в составе передвижного госпиталя в должности санмединструктора. Мама рассказывала, что они участвовали в наступлении советских войск в Маньчжурии. На границе было сконцентрировано огромное количество техники и людей. Наступление началось ночью: марш-бросок был таким стремительным, что госпиталь еле успевал за войсками. Мама с подругой Раей были закреплены за машиной, на которой они вывозили раненых с мест боев. Когда они первый раз поехали на задание, то машину с красным крестом обстрелял японский летчик. В тот момент, кроме санитара, шофера и двух медсестер, никого не было. Машина остановилась, все выскочили, мужчины залегли в кювет, ну а девчонки залезли в стог с сеном, который стоял возле дороги. После обстрела опытный санитар их отругал: «Эх, девчата, в таких случаях нужно ложиться в кювет и не шевелиться, как это он еще вас не поджег в стоге?» Нашей мамы уже нет на этом свете, но живем мы, ее две дочери. Вспоминаем ее часто, хочется, чтобы внуки и правнуки берегли память о ней.

Прадед встретил победу в Австрии

  • От кого:    Андрея Пайметова,  ученика 7 класса СПОШ № 28
  • Откуда:    Благовещенск

Мой прадедушка Яков Егорович Котенок родился в многодетной семье. После совершеннолетия он поехал на Дальний Восток и устроился работать шахтером на рудник в Якутии. В 1941 году по всеобщей мобилизации его призвали на фронт. Он попал в 116‑й Новороссийский краснознаменный стрелковый полк 21‑й стрелковой дивизии, дислоцировавшийся на Дальнем Востоке в Спасске-Дальнем. До начала переброски дивизии на фронт он усиленно проходил военную подготовку в качестве стрелка. В сентябре его полк перебросили на фронт в район Ленинграда. Прадед рассказывал, что в то время они построили много блиндажей, ходов и сообщений. Говорил, что их сильно досаждали «кукушки» — финские снайперы.

В конце января 1944 года дивизия передислоцировалась на север, западнее города Кандалакши. Прадед тогда сильно заболел, и его отправили в московский госпиталь. После выздоровления воевал в другой части, в составе артиллерийской батареи. Он на лошадях таскал полковые пушки и боеприпасы к ним. Один раз чуть не погиб: при подвозе боеприпасов к орудиям его лошадь подорвалась на мине, а он чудом остался жив. Только при взрыве сильно оглушило и контузило. До конца войны он и занимался доставкой оружия на боевые позиции. День Победы он встретил в Австрии. До середины июня занимались охраной объектов, разоружением отдельных групп немцев, а затем своим ходом с товарищами направились на Родину.

В моем имени — частичка памяти о прадедушке Василии

  • От кого:    Василисы Забияко
  • Откуда:    Благовещенск

Памятник на площади Победы у каждого вызывает особые чувства. Если идти вдоль этой стелы, можно увидеть имена и наших родных: Н. В. Забияко, П. И. Качукова, двух братьев Смолянских. Это — родственники по маминой и папиной линии, их двоюродные дедушки.

На этой памятной стеле нет имени моих родных прадедов, воевавших в Великой Оте­чественной войне: Николая Яковлевича Смолянского, Александра Федоровича Пустовалова и Василия Владимировича Забияко. Дед Коля защищал дальневосточные рубежи нашей Родины. Пока шла Великая Отечественная, СССР опасался вторжения Японии со стороны Китая. В 1945 году дед воевал в Северной Маньчжурии, где наша армия поставила точку в летописи Второй мировой войны. Прадед прожил долго, успел подержать меня на руках. О жизни Александра Пустовалова известно только то, что воевал в пехоте, в 1943‑м попал в сталинградскую мясорубку и пропал. Нам осталось только его довоенное фото. Мой прадед Василий Забияко был потомственным полтавским казаком, чья семья перебралась на Дальний Восток в начале XX века. 21‑летний парень начал войну кавалеристом. Но вскоре лошадей заменили боевыми машинами и танками, и он стал минометчиком. В 1943 году попал под Сталинград. Дед вернулся с войны героем, хоть и с оторванными снарядом пальцами левой руки. После выздоровления прошел до конца войны с тыловыми войсками и вернулся к прабабушке Евдокии. За ту великую битву он получил боевые награды «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

После войны прадед работал лесником и посадил много деревьев, которые до сих пор радуют всех, кто ездит по аэропортовской трассе. Каждый раз, когда мы едем по этой дороге, то вспоминаем деда. В нашей семье одна из любимых легенд — история моего имени. Пока я еще не родилась, мои родители были уверены, что будет мальчик. И «его» решили назвать Вася — в честь прадедушки. Но так как в именины Василия появилась на свет я, получилась — Василиса. Так в моем имени — частичка памяти о прадедушке Василии. И я этим горжусь!