Штаны на лямках: рецензия на новый фильм «5-я волна» с Хлоей Грейс Морец

Картина предоставляет широкое поле для игры в предсказателя

Этого, конечно, было не миновать! Пока создатели «Голодных игр» размышляют, а не затеять ли веселую возню с приквелами, спин-оффами и прочими атрибутами киновселенной, а «Дивергент» и «Бегущий в лабиринте» стремятся к закату, должно было появиться что-то еще. Подростковую аудиторию никак нельзя оставлять без простых и понятных героев. Как вы, наверное, догадываетесь, «5-я волна» — это начало очередной как минимум трилогии, в которой симпатичные ребятишки бьются за жизнь и за любовь в полном опасностей мире будущего. На этот раз вместо тоталитаризма вокруг постапокалипсис в разгаре, что, впрочем, никоим образом не позволяет новой «саге» хоть чем-то отличаться от предшествовавших. 

В качестве «взрослой звезды», на которую возложена обязанность привлечь хоть немного зрителей постарше, в картине выступает Лив Шрайбер, в камуфляже и с автоматом. Суровое лицо полковника, которого сыграл этот замечательный актер, выражает помимо всего прочего еще и неизбывную тоску —- впереди еще не менее двух серий. Человечество, понимаете ли, не истребляется за 112 минут, но и дать ему полноценную новую надежду за это время тоже не получается. Флагманом надежды, то есть очередной Китнисс (или Беатрис, как пожелаете) становится старшеклассница Кейси Салливан в исполнении бывшего юного вундеркинда Хлои Грейс Морец. Впрочем, в первой серии от нее особых свершений ждать не стоит: большая часть сценария посвящена сугубо пубертатным процессам, ускорившимся на фоне планетарных и личных трагедий. Этого добра навалом. Светило солнышко, пели птички, девочки играли в футбол, но прилетела тарелка (как в «Дне независимости», только поменьше) и все пошло под откос. Школу пришлось бросить — любой постапокалипсис всегда в той или иной степени роуд-муви

Любопытно, но человечество не предприняло никаких очевидных попыток сопротивления. Дело ограничивалось тем, что журналисты сообщали о том, как НЛО движется по направлению к Огайо, а люди скидывали «видосики» друг другу в соцсети. Это, пожалуй, самое реалистичное, что вообще есть в «5-й волне». Долетев до Кейси, тарелка зависла и начала испускать вредные флюиды. Сначала свет везде погас, потом резко ухудшилась гидрологическая обстановка, сгубив прибрежные города, следом «иные модифицировали птичий грипп». Нетрудно догадаться, что о существовании каких-либо стран, кроме США, в фильме речи не идет. Горстка почему-то выживших после эпидемии землян продолжает растерянно вертеть головами, подозревая, что напоминающие египетские казни козни инопланетян на этом не заканчиваются. И то верно: подлые пришельцы, решив избавиться от человеков, как от тараканов в только что купленной квартире (сравнение  от Кейси), с тарелки слезли и давай в мозги вселяться да всех друг с дружкой стравливать. «Нигде не безопасно», «никому нельзя верить» и все как обычно. 

«5-я волна» напоминает комнату подростка, обклеенную постерами и картинками: создатели ленты во главе с режиссером «исчезновения Элис Крид» по имени Дж. Блэйксон чего только в сюжет не натащили. Тут вам и спецотряд детей-убийц, и вживление микрочипов, и деревенщина с оптическим прицелом, и даже странный парень, который и не иной, и не человек, но если что — ногу может зашить и палатку поставить. Главная героиня, кстати, дама отважная. Ногу простреливают именно ей, после чего она бегает, хоть и прихрамывая, а вместо того, чтобы орать благим матом, распугивая единичных выживших, лежит и тихонько повторяет слово «чёрт». Расстраивается, стало быть. Это в порядке отступления. Вообще же подобных примеров в сценарии «5-й волны» более чем достаточно, а все потому, что главное тут — все-таки любовь. Эти самые романтические линии подготавливаются не очень умело, зато старательно, и уже в следующей серии наверняка начнут пересекаться, сопровождая это замыканиями и снопами искр. Не зря же помимо полуиного в сюжете есть еще и смазливый мальчуган из «Мира Юрского периода». 

Как и положено для подростковой саги, герои разговаривают, как будто перенесли электрошоковую терапию. Но немногочисленные взрослые общаются исключительно на языке всеобъемлющего пафоса, поэтому деток слушать все-таки приятнее. Они, по крайней мере, позволяют себе нечто вроде шуток. В последующих частях режиссеру придется не так вольготно, ведь говорить персонажам придется либо о смертоубийстве, либо о любви. А пока можно задавать друг другу тупенькие вопросики («Это твоя семья?» — глядя на семейное фото) и получать не менее тупенькие ответики. Грейс Морец специально для этого фильма отыграла назад в стремительном взрослении и вполне себе годится в шестнадцатилетние. Задача, поставленная перед ней режиссером, предельно проста: вытаращивать глаза и открывать рот, когда «опасность», и просто вытаращивать глаза, когда, к примеру, полуиной моет свое нечеловеческое, но хорошо сложенное туловище в реке. Будет даже ужасно трогательный поцелуй в условиях «через 10 минут я здесь все взорву». Остальное — в следующих сериях. 

Надо заметить, что сценаристам под конец все же приходится осознать свою ошибку и уравновесить шансы: ближе к титрам ни на что не способными придурками, которых могут победить даже третьеклассники, становятся уже пришельцы. Тем не менее битва только началась, и хотя всех выживших взрослых, кажется, перебили в каком-то придорожном сарае, вокруг предостаточно разнообразных орудий убийства, которыми уже умеют пользоваться юные спасители человечества. Мы тут хихикаем, а ведь «5-я волна» мгновенно возглавила российский прокат, и не самые выдающиеся кассовые показатели на родине в данном случае еще ничего не значат. Картина опять же предоставляет широкое поле для игры в предсказателя: упражняться в нехитрых прогнозах можно как в рамках сюжета первой части, так и наперёд. Впрочем, главное зрителю уже сказали: не знающие любви агрессивные галактические агрессоры не ведают любви и жалости, а значит, будут рано или поздно стерты с лица планеты и вообще. Любовь, она побеждает, даже если на ней те самые штаны на лямках.