«ГАЗ», «ВАЗ» и зеленый «Запорожец»: известные амурчане рассказали АП о своих первых автомобилях

Сегодня в Приамурье насчитывается около 327 тысяч автомобилей, то есть почти
у каждого второго жителя области есть четырехколесный друг. А всего 130 лет назад количество машин в мире можно было пересчитать по пальцам одной руки. Первая машина с бензиновым двигателем была запатентована 29 января 1886 года немецким изобретателем Карлом Бенцем. С тех пор этот день считается Днем изобретения автомобиля. Накануне праздника, касающегося всех автомобилистов, АП узнала, какими были первые машины известных амурчан.

Сергей Клещев

 

«Первое авто устроило проверку на прочность»

Первый автомобиль однажды преподал серьезный жизненный урок директору Амурского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Сергею Клещеву. Он научил тому, что прежде чем куда‑либо отправляться на машине, сначала нужно убедиться в ее исправности.

— Мой первый автомобиль Nissan Silvia был красного цвета, спортивный, с механической коробкой передач, двухдверный, с поднимающимися фарами, — вспоминает Сергей Алексеевич. — В 1993 году я уже год как работал, поэтому смог накопить на него. Машину мы с супругой использовали как хозяюшку. Чего только на ней не перевозили — и стиральную машинку, и телевизор, и холодильник. В свою собственную квартиру мы переезжали на нашей «Сильвии», за три ходки перевезли все наше нехитрое имущество. Позже у нас была Toyota Cresta, Harrier, а сейчас, когда дети выросли, мы пересели на комфортабельный Ford Mondeo.

Вскоре после покупки первого автомобиля Сергей Клещев с женой и друзьями поехал по грибы. В лесу машина пробила колесо. Когда Сергей Алексеевич достал из багажника запаску, выяснилось, что та не подходит. Продавец просто для виду положил ее. Выручила армейская смекалка и то, что шины были тогда с камерами. С помощью домкрата, монтировки и отверток водитель переставил камеру с одного колеса на другое. К слову, тот день не задался не только у него — все грибники вернулись без урожая.

Владимир Кобелев

 

«Свой советский внедорожник испытывал на охоте»

Заместитель председателя правительства Амурской области Владимир Кобелев, начиная с 80‑х годов, успел сменить почти пару десятков автомобилей. В его гараже были как представители отечественного автопрома, так и иномарки. Сейчас зампред области предпочитает гонять на квадроцикле. Жаль только, что на это ему сложно выкроить время в плотном рабочем графике.

— Первым я купил отечественный ГАЗ-69 1956 года выпуска с брезентовым верхом. Брал его в сельской местности с рук, поэтому обошелся недорого. Такие машины в 1989 году, когда я ее покупал, уже были сняты с конвейера, но активно использовались охотниками для передвижения по тайге. И я ее брал для вылазок на природу, охоту и рыбалку. Учитывая, что в 80‑х японских вездеходов и внедорожников у нас не было, эта машина считалась самой проходимой. «Нивы» тогда тоже были, но не в таком количестве, их по талонам продавали, по векселям, — вспоминает зампред.

Через три года Владимир Александрович обменял ГАЗ на «Москвич-412». Позже в его гараже сменилось несколько моделей «Жигулей», побывало три «Волги». «Японских автомобилей, которые у меня были, наверное, не перечесть. Я часто менял машины: поезжу — хочется что‑то новое, — признается он. — Продавал — покупал. А в последнее время предпочтение отдаю японским внедорожникам и квадроциклам. Свой квадроцикл, на котором ездил три года, недавно продал. В связи с плотным графиком работы пришлось оставить свое хобби. А раньше выезжал на дачу и гонял там по пересеченной местности».

Андрей Лущей

 

«Копил на «Жигули», а купил «Запорожец»

Заместитель генерального директора компании «Петропавловск» Андрей Лущей на машину своей мечты — «Жигули» — упорно копил несколько лет. Однако автомечта проехала мимо.

— Я хотел «Жигули», как у моего отца, — признается Андрей Андреевич. — Правда, прежде чем купить их, он семь лет простоял в очереди, а потом еще ездил забирать автомобиль в Хабаровск — в Благовещенске «Жигули» не продавались. Мне надо было накопить пять тысяч рублей. Когда у меня было уже четыре, «Жигули» подорожали до семи тысяч рублей. Но я упорно продолжал копить. Кстати, тогда же начали появляться японские автомобили — за пять тысяч можно было купить неплохую «Хонду». Но я хотел именно «Жигули». Когда накопил пять тысяч рублей, машины стали стоить 15. И тогда я прочитал объявление о продаже подержанного «Запорожца» за пять тысяч рублей. Пришел во двор — стоит желто-зеленый автомобиль. Хозяин его завел, я прокатился и сказал: «Беру».

По словам Андрея Лущея, он был счастлив, хотя советскому авто было уже лет «дцать». «Я его эксплуатировал таким образом: ездил по субботам и воскресеньям, а в остальное время ремонтировал, чтобы опять ездить по выходным», — с улыбкой вспоминает Андрей Андреевич.

Дмитрий Лапа

 

«Легковушку обменял на джип»

Заместитель начальника отдела ГИБДД МО МВД России «Благовещенский» прекрасно помнит свой первый автомобиль. Ведь он достался ему в 2000 году всего за пять тысяч рублей. Правда, самой машине на тот момент было уже двадцать лет.

— Мой первый автомобиль, как и у многих, был отечественного производства — ВАЗ-2101 80‑го года выпуска, — говорит Дмитрий Лапа. — Проездил на нем недолго, потом обменял на старенький внедорожник Toyota Land Cruiser Prado 90‑го года выпуска. Три-четыре года он мне прослужил — пока не купил другую иномарку. Сейчас я езжу на внедорожнике Mitsubishi отечественной сборки. Машина мне нравится, комфортный и просторный салон. Плюс на дальние расстояния хорошо ездить в отличие от малолитражек.

Лет семь-восемь назад госавтоинспектору пришлось восстанавливать своего бывшего четырехколесного друга после неприятного ЧП — на его автомобиль упал огромный обломок дерева. Дело было в мае, авто было припарковано у дома. Неожиданно сработала сигнализация, Дмитрий Викторович вышел и увидел, что на машине лежит отломанная верхушка тополя длиною метров десять. А рядом, на земле, лежит пожилая женщина — обломок дерева задел и ее. К счастью, все обошлось. Компенсацию за пострадавшую машину владельцу тоже выплатили. Суммы хватило на ремонт.

Макс Радман

 

«Иномарку пришлось сдать на металлолом»

Радиоведущий и шоумен Макс Радман открыто признается, что совсем не любит водить автомобиль. За рулем их семейной машины сидит супруга. Но личный транспорт они всегда выбирают вместе.

— Первая машина в нашей семье — это Subaru R2 2004 года выпуска. У меня есть права, но я люблю, когда меня возят, — признается Макс Радман. — Так что рулевой у меня — жена. Когда она три года назад отучилась на права, мы ей сразу купили эту маленькую машинку. А сейчас у нас «Тойота-Карина». Первое авто пришлось продать на металлолом. Потому что в машину, когда она была припаркована на обочине, умудрились так въехать, что ее уже невозможно было восстановить. Ущерб нам, конечно, выплатили, но пришлось покупать новую. Машина нас хорошо выручает. Когда мы переезжали, а у нас тогда было семь собак и кошка, мы всех их погрузили в авто и повезли. Жена рулила, а я держал наших питомцев.