«Евровидением» в спину

Нет и не может быть никаких сомнений в том, что «Евровидение» — самый авторитетный и значимый конкурс современности, выходящий за рамки своей музыкальности так далеко, что рискует эти рамки окончательно потерять из виду. Особенно в России: даже «Оскар», традиционно волнующий умы в нашей стране, перед всеевропейскими (а в этом году еще и австралийскими) песнопениями и плясками беспомощно пасует: по крайней мере, отечественные политики не обсуждали столь активно, дадут статуэтку ДиКаприо или не дадут.

Каждый год за редкими перерывами на Билана мы выводим на чистую воду коварных негодяев, лишающих наших артистов всегда заслуженного первого места, грозим Европе, как повелось, отсель, и понимающе киваем головами. Мол, засудили, сволочи. 

Это вам, конечно, не футбол и не бег на коньках, но все равно мы отдаем себе отчет: российский артист на голову выше всех этих бородатых женщин, ряженых финнов и стенающих никому не известных исполнительниц из некогда дружественных государств. Да, результаты любого музыкального конкурса (как, например, конкурса красоты или любимой русской забавы под названием КВН) слишком сильно зависят от субъективной оценки: что там говорить, эти конкурсы на ней и основаны.

Джамала, Украина, 1-е место на конкурсе «Евровидение»

Можно схитрить или, о боже, кого-нибудь подкупить; можно насыпать сопернице битого стекла в туфли или все время восторженно шутить про Гусмана. Так или иначе, это лишь способы повлиять на мнение конкретного субъекта или группы таковых. Но в 2016 году выяснилось, что масштабам коварства наших западных партнеров нет предела: похоже, они полвека назад все это затеяли, чтобы всегда иметь в кармане мощный антироссийский козырь. А ведь выглядело все как безобидный плагиат у устроителей Сан-Ремо, на который до сих пор дуются итальянцы. 

Мало того, что носителям языка, на котором говорили Пушкин и Маяковский, приходится петь песни на басурманском наречии — иначе они просто не понимают, что Сергей Лазарев поёт именно о том, что «она у него одна». Мало того, что Филипп Киркоров при написании песни связан по рукам и ногам запретом на политические поползновения — а ведь мог бы, заручившись помощью Олега Газманова и группы «Пилигрим», создать поистине мощное заявление о том, что тех, кто решил утонуть, спасти невозможно.

Оказалось, что устроители конкурса вправе подстраивать голосование таким образом, чтобы полностью исключить победу того, кого надо. Вернее, кого не надо. Таким образом, предпочтения обычных зрителей, которым понравилась песня 33-летнего русского мальчугана, так и остались предпочтениями, а на пьедестал взошла политика, чего мы больше всего и боялись. Тем, кто за свои кровные голосовал за страну кенгуру и утконосов, не менее обидно: такой сенсационный дебют не состоялся. 

Признаюсь, драматический финал «Евровидения-2016» я проспал, как и два чуть менее драматических полуфинала. Не считая себя экспертом в области качества популярной музыки и прилагающихся к ней хореографии и спецэффектов. Но едва открыв глаза, а следом — твиттер, любой проспавший мог понять: нам снова нанесли подлый удар, от которого еще предстоит оправиться. Это стало понятно из многочисленных заявлений солидных взрослых людей, получающих хорошие зарплаты и пользующихся всяческими привилегиями, а также вниманием обширной аудитории. 

Дэми Им, Австралия, 2-е место на конкурсе «Евровидение»

Ноты, ультиматумы и гневные восклицания сыпались одно за другим. В верхней палате российского парламента ехидно пророчили победившей стране финансовые проблемы, ведь теперь проводить проклятый конкурс им придется у себя. В свою очередь, нижняя палата мгновенно обнаружила в произошедшем признаки «демонизации России» — честно говоря, одного этого термина достаточно, чтобы обыватель мысленно объявил войну всем членам Евросоюза.

Санкции, расширение всех этих ПРО и НАТО, дипломатические демарши мы еще готовы терпеть и даже обращать в свою пользу, но вот демонизировать нас не смейте. Из другого угла той же палаты самый скандальный отечественный депутат и политический долгожитель рассказывал о «гнилой начинке» европейской демократии, которая, стало быть, обильно полезла наружу на песенном конкурсе. 

Не отставали и в правительстве страны: очень популярный вице-премьер угрожал, что в следующем году к европейцам на шабаш предвзятости приедет вокалист «Ленинграда» Шнур и пошлет их туда, куда обычно посылает. Недоброжелатели тут же подметили, что подобная идея зародилась еще в начале нового тысячелетия у тех же кавээнщиков, но вице-премьер вполне мог додуматься до этого и сам, будучи от природы и веселым, и находчивым.

А официальный представитель МИДа даже начала слагать англоязычные стихи, которыми, как она предполагает, можно через год наповал отмстить неразумным соседям. Еще дальше пошел один известный публицист и по совместительству националист, предложив «заучить наизусть расстрельный список» стран, проголосовавших за Украину.

Наблюдать за всем этим было жутковато, но интересно — уж, по крайней мере, интереснее, чем за женщиной с бородой, которая поет. Это ведь необычайно показательно: никакой чемпионат по футболу, хоть Европы, хоть мира, не вызовет подобной реакции: разве что судьи в одном матче удалят с поля обоих Березуцких, Дзюбу и вратаря.

Общество снова предлагает организовать «свое Евровидение», на котором совершенно честно будут побеждать российские артисты. Люди высказываются в том духе, что результаты не мешало бы обжаловать в суде (опять же европейском, вот в чем загвоздка), звучат и другие идеи. Поезд, как и положено, уходит все дальше, но оставшиеся на перроне граждане не планируют просто так расходиться. 

Сергей Лазарев, Россия, 3-е место на конкурсе «Евровидение»

И все это можно было бы рассматривать, как неопасное массовое помешательство, спровоцированное вполне понятными обстоятельствами и вволю над этим хихикать, понимая, что оно неизбежно пройдет. Но не прошло и суток, как один экспрессивный турецкий депутат заявил, что после того, как ЦСКА выиграл баскетбольную Евролигу, ему «хочется сбить ещё один российский самолет».

И от такого уже совсем не смешно: когда важнейшие посты в государстве занимают взрослые люди, которым свойственны абсолютно детские реакции на поражение в чем бы то ни было, хочется запасаться солью и спичками и интересоваться расположением городских бомбоубежищ. Раз словечко, два словечко, будет песенка.

Возрастная категория материалов: 18+