Шутить изволите: сахалинский драмтеатр завершил амурские гастроли спектаклем «Шутки Чехова»

«Как хочется бросить все и бежать без оглядки, — жалуется со сцены муж жене, содержательнице музыкальной школы и пансиона, маленький человек Иван Нюхин. — Да все равно куда бежать, лишь бы от этой дрянной, пошлой, дешевенькой жизни, превратившей меня в старого дурака». Да разве от самого себя и своих человеческих пороков сбежишь. А если и сбежишь, то недалеко.  В минувшее воскресенье Сахалинский международный театральный центр им. А. П. Чехова завершил свои пятидневные гастроли в Благовещенске. Завершил шутя, а вернее «Шутками Чехова». Однако без грустной иронии Антона Павловича действие не обошлось. На прощальном спектакле побывал корреспондент АП.

И смех сквозь слезы, и любовь

— У себя дома мы играем «Шутки» наполовину, — поделилась впечатлениями замдиректора ГАУК Чехов-центр Татьяна Корнеева. — Перекрываем ползала, он в Южно-Сахалинске огромный, на 585 мест. Делаем его меньше, зрителей рассаживаем близко к сцене. В Благовещенске в уютной камерной обстановке все прошло замечательно. Два спектакля в один день и полный аншлаг. Мы впервые у вас, и такой теплый прием. В Благовещенске самый лучший зритель на Дальнем Востоке.

«Если вы боитесь одиночества, то не женитесь», — писал Антон Павлович. Его «Шутки», представленные сахалинцами, — это забавные миниатюры из семейной жизни, рассказанные лаконично, но с искрометным чеховским юмором. И сегодня эти простые житейские истории не утратили своей актуальности. Ведь жадность, упрямство, ханжество — вечная тема, впрочем, как и сама любовь. Кстати, это и есть главный герой спектакля. Любовь, она ведь разной бывает.

«Шутки Чехова» — комедия-дивертисмент (собирательный жанр из различных номеров в дополнении к главному представлению — Прим. ред.). В основу легли три ранних водевиля Чехова, объединенные общей тематикой. Это одноактные пьесы «О вреде табака», «Медведь», «Предложение», а также жизнеутверждающий монолог «Жизнь прекрасна» (для покушающихся на самоубийство).

По словам Татьяны Николаевны, «Шутки» появились вначале прошлого года к 125-летию А. П. Чехова и началу Года литературы в России. Спектаклю пророчили праздничный статус: мол, отыграем несколько раз, да и забудем. На удивление постановка прижилась и теперь является украшением репертуара. Здесь много режиссерских находок, дающих право на второе прочтение известных со школьной скамьи произведений. Тем не менее создатели очень бережно отнеслись к классике. Авторский текст сохранили в первозданном виде. Аккуратный, убористый почерк Антоши Чехонте вкрапили в декорации. Они здесь весьма лаконичны, впрочем, как и сами произведения. Современнее выглядят лишь костюмы, как бы подчеркивая, что Чехов стареть не собирается.  «Жизнь же не стоит на месте, — заметила Татьяна Корнеева. — Зачем кисею на бахроме разводить, доставать из сундука и отряхивать старые, поношенные пальто. Мы хотели лишь немного похулиганить. И Чехов нам в этом помог».

Внешне благополучный Нюхин (заслуженный артист РФ Андрей Кошелев), отец семерых дочерей, читает по наказу жены лекцию о вреде курения. Сам же дурную привычку бросать не собирается. Да и выпить не дурак. Толку от него никакого, раз властная женушка постоянно заявляет: «Тебя, чучело, кормить не для нечего».  Он устал от своей жизни в Пятисобачьем переулке, до смерти  надоела супруга, не радуют и семь дочерей. Их никто замуж не берет из-за скупости благоверной. Да и семь ли девчонок?!  Иван Нюхин постоянно путается в числах. Зато его жена, содержательница музыкальной школы и женского пансиона, властная и скупая, знает счет каждой копейке. Толстый Нюхин, который еле передвигается по сцене, в пансионе отвечает не только за хозяйственную часть, но и преподает все точные  науки, а также пение и хореографию. «Вот читаю я лекцию, на вид я весел, а самому так и хочется  улететь отсюда за тридевять земель», — сетует герой. Никчемного увальня становится жалко. Одним махом  режиссер дивертисмента Антон Коваленко возвысил в глазах зрителя маленького чеховского человека. Нюхин, со словами «Сказал и душу облегчил», нагло закуривает при жене сигарету. Теперь он — победитель.

«Женщины! Глянешь, с виду богиня, а в душе — ну чистейший крокодил…» — декорации тут же меняются, на сцене появляется уже другая история. Григорий Смирнов (заслуженный работник культуры Сахалинской области  Андрей Кузин) — настоящий медведь. Хамоват, неотесан. Приехал к соседской барыне долг за проданный овес взять, да неожиданно влюбился. И так страстно, что до дуэли дошло.

Елена Попова (актриса Наталья Красилова) — кисейное и истеричное создание. Семь месяцев как мужа потеряла, носит траур, третирует старого лакея Луку. Однако в ее показную скорбь, вечную и самопожертвование зритель не верит. «Вы погребли себя заживо, а вот носик напудрить не забыли», — не верит даме и так некстати явившийся Смирнов и делает ей предложение руки и сердца.

В сцене дуэли на пистолетах безутешная вдова, так рьяно защищающая своего почившего супруга, который, кстати, и верен ей не особо был, деньги проматывал, да и руку поднимал, появляется вполне себе эротичном красном корсете, поверх монашеской юбки. «Вы оскорбили меня! К барьеру!» — картинно негодует скучающая барынька. Ханжество, да и только.

Подвели Воловьи лужки

Как говорил сам Чехов, если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно обязательно должно выстрелить. Таким выстрелом оказалась третья миниатюра «Предложение». Разгоряченный двумя предыдущими историями зритель уже не сдерживал своих эмоций. Смеялся по-чеховски, сквозь слезы. Добавлял остроты и сочный язык, устаревшие слова и обороты: «выжляк», «подуздоват», «милостивый государь», «голубушка», «позвольте-с».

Иван Ломов (Сергей Максимчук) приезжает в дом к своим соседям Чубуковым, чтобы сделать Наталье Степановне предложение. Невесту он не любит. Но если ждать настоящей любви, так никогда и женишься — так рассуждает наш герой. Он немолод, уже стукнуло 35 лет. Масса болезней: руки трясутся, ноги отнимаются, сердце колотится, в глазах темно. На протяжении всего сватовства Ломов маниакально демонстрирует публике свои недуги.

А вот и невеста, легка на помине, в чепце и фартуке. Горошек молотила на заднем дворе. Наталья Чубукова (Мария Картамакова) — хозяйственная, хваткая, своего не упустит, но в девках засиделась. Молодые люди завели беседу, но как только Ломов дрожащими губами стал подходить к главному, разговор переключился на спорный земельный участок Воловьи Лужки, расположенный между соседями. Чьи ж Лужки? Тут уже не до помолвки. Никому уступать не хочется. И даже отец невесты, порадовавшийся вначале, что наконец-то выдаст замуж свою дочь, вступает в перепалку. «Мои Лужки!» — «Нет, наши!» Доходит до унижений и оскорблений. Страсти чуть было поутихли,  но в спор вступили борзые собаки.  

— Наш пес Откатай лучше вашего Угадая, — не сдается сварливая невеста.

— Наталья Степановна, но ведь вы забываете, что он подуздоват, — не уступает Ломов.

—Уверяю вас, нижняя челюсть короче верхней.

И только сердечный приступ потенциального жениха тушит скандал. Отец соединяет руки молодых. Всем шампанского!

На поклонах, когда все артисты вышли к зрителю под аплодисменты прозвучал фееричный чеховский монолог «Жизнь прекрасна». Знакомые до боли афоризмы великого классика были прочитаны на бис. Сахалинские артисты прощались с Благовещенском и давали от Антона Павловича напутствия: «Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: "Хорошо, что не в глаз!" Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству. Если ты живешь в не столь отдаленных местах, то разве нельзя быть счастливым от мысли, что тебя не угораздило попасть в столь отдаленные?»

Одухотворенная публика долго не отпускала гостей со сцены. Каждый обязательно после спектакля заглянет вглубь себя и постарается сделать свою жизнь прекрасной. А ведь это совершенно несложно. «Для того чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно уметь довольствоваться настоящим, радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже», — учил великий классик.