Пенсионер-барабашка: рецензия на фильм ужасов «Заклятие 2» с Верой Фармигой и Патриком Уилсоном

Паранормальные супруги Уоррен снова с нами. Даже странно, что между первой и второй частями предстоящего длиннющего и ужасного киносериала прошло целых три года. Безусловный коммерческий успех «Заклятия» обрек франшизу на долгую счастливую жизнь: неизвестно, как долго продержатся в ней исполнители главных ролей Вера Фармига и Патрик Уилсон, но в общем и целом почва очень благодатная. На каждую серию приходится по одному дому с привидениями, которых в незабвенные американские 70-е явно было предостаточно, а все остальное старательно копируется из собственного опыта либо из других фильмов ужасов. Про первую часть говорили, что она «действительно страшная», вторая тянет на этот эпитет разве что в первые полчаса.

Многостаночник Джеймс Ван, подаривший миру «Пилу», «Астрал» и седьмой «Форсаж» (а скоро еще и «Аквамена» подарит), давно убедился в том, что бесконечное повторение одних и тех же приемов способно приносить нескончаемую прибыль. Особенно если речь идет о жанре хоррор: их производители давно позабыли про вампиров, оборотней и совесть, штампуя малоотличимые друг от друга ленты про двухэтажные жилые строения, в которых кто-то когда-то умер, а теперь вот ожил и спать никому не дает. «Заклятие 2» в этом плане, конечно, «элитное кино»: 40-миллионный бюджет, известные актеры на первом плане, достойные эффекты и хронометраж, из-за которого то и дело приходится топтаться на месте или повторять пройденное. Уилсон весь такой в свитерке, с баками и с гитарой, Фармига вся такая отважная, но все же женственная, в завязке ленты — легендарный Амитивилль, глаз не оторвать. Ван не хуже зрителя знает, что в фильмах про призраков чаще всего никто из героев так и не удосуживается умереть, поэтому стартует со сцен, из-за которых фильму и присвоили его 18+. Но на этом песенка про жестокость заканчивается, на смену приходит «бу!» и «мыло».

Пенящейся разновидности бытовой химии в этом фильме ужасов неприлично много: призрак терзает маленькую девочку, у которой два братика и сестренка, и все школьники, а папа их бросил ради какой-то особы, живущей «за углом». Маме приходится бросить курить, чтобы купить сыну печеньица. Стиральная машинка сломалась. Есть добрые соседи, но им за это достанется. Главные герои как раз решили завязать с призраками, ведь она боится, что он погибнет — привиделось накануне. Пока они думают, многодетной матери, обуреваемой барабашкой, помогает всякий непонятный сброд, включая молчаливого индуса и шаблонного ученого, у которого, надо полагать, все умерли и ему грустно. Что и говорить, в сценарии имеется даже страдающий призрак, а в момент, когда Эд Уоррен и британские детишки хором исполняют песенку Элвиса, зал начинает тихонько всхлипывать. Такой вот хоррор — две капли крови и ливень из слез. И без того нелегкое бытие матери-одиночки усугубляется явлением буйного духа, из-за которого дом превращается в проходной двор с затопленным подвалом, телевизор смотреть невозможно, дети плачут и левитируют, все грохочет и трясется — в общем, герои соглашаются помочь.

Вану не откажешь в профессионализме, и поначалу он умело смешивает страшное со смешным в необходимых пропорциях. Начало второго «Заклятия» действительно жуткое, а в некоторых деталях просматривается почти английский юмор. Постановщик ухитряется даже несколько раз обмануть зрителя, заставляя его все больше нервничать перед лицом грядущего. Но сюжет, безжалостно растянутый и построенный на одной-единственной интриге, не позволяет держать это равновесие достаточно долго. Злобный призрак оказывается духом почившего тут же, в креслице, пенсионера, и аудитория к нему неминуемо привыкает, как к соседу по лестничной площадке, начинающему заговариваться и впадать в детство. Параллельно Лоррейн Уоррен мучается, преследуемая еще одним духом, который выглядит точь-в-точь как Мэрилин Мэнсон в лучшие годы. Он пострашнее будет, чем дедуля-барабашка, взявший моду нести чушь устами младенца. Но все-таки это далеко не первый план. Об отдельном фильме про похождения демона, наряжающегося в монашку, уже объявлено. Может быть, в нем будет пободрее.

Создатели фильма то и дело ударяются в разбор социальных конфликтов. Тут тебе и вопросы религиозного характера, и проблемы цинизма, живущего рука об руку с взаимовыручкой, и эдиповы комплексы, и детская жестокость, и многое другое. Ближе к середине в кадре возникает актриса Франка Потенте, персонаж которой буквально приклеен к происходящему, да к тому же очень плохо. Но она олицетворяет собой нежелание некоторых граждан верить в очевидное-невероятное. Благодаря такой насыщенности фильм Вана смотрится на пару голов выше множества собратьев по жанру, и уже за это ему можно сказать спасибо, не на ветер пущены мильоны. Тем не менее гулять вслед за оператором по одним и тем же интерьерам, которые зритель быстро выучивает наизусть, становится все скучнее. Понимая это, постановщик то и дело вытряхивает из рукава фокусы, от которых и вовсе становится грустно. Чего стоят только неприкрытые заимствования из неплохой ленты «Бабадук», которые «Заклятию» служат плохую службу, придавая ему привкус детской сказки. И это совсем никуда не годится, учитывая, что призрак в доме вредит только мебели, которую довольно-таки обоснованно считает своей собственностью.

Ван тем временем старательно пытается убедить нас в том, что как минимум одному из главных героев грозит неминуемая гибель. Эта угроза к финалу даже материализуется и становится центральным объектом нелепейшей сцены под названием «мы свисаем из окна». К этому времени постановщик умудряется неспешно перебрать все жанровые шаблоны и лекала и большинством из них воспользоваться: двери самозакрываются, телевизор самовключается, ножики самовтыкаются, одержимое дитя закатывает глаза, слегка исходит пеной и откуда-то знает всякие интимные подробности из жизни посторонних людей. «Затмение 2» уверенными ударами вбивает очередной крепчайший гвоздь в крышку гроба, в который передовые студии уложили оригинальность хоррора. Зрителю остается только скорбно глядеть вслед уходящей процессии. Впрочем, это необязательно, ведь помимо «реальных событий» нам показали еще и историю истинной супружеской любви, когда Он всегда готов починить капающий на кухне краник, а Она смотрит на Него глазами, полными неиссякаемой нежности. От этого порой тоже страшно становится.