Александр Козлов: «Многие думают, что губернатор — это кабинет и джип, но это не так»

Глава региона о годе губернаторства, перспективах Приамурья и молодости в политике

На вопрос, как прошел год работы губернатором Амурской области, Александр Козлов честно отвечает: «На одном дыхании». 13 сентября 2015 года Александр Козлов победил на выборах за пост главы Приамурья и в 34 года стал самым молодым губернатором в России. Какие события для региона стали самыми главными, не мешает ли возраст решать проблемы региона в Москве и где благовещенцы любят фотографироваться с губернатором, Александр Козлов за чашкой чая рассказал в интервью «Амурской правде». В годовщину своего избрания на пост он стал гостем нашей редакции.

— Александр Александрович, первый вопрос, который искренне нас интересует: вы работаете в таком сумасшедшем графике — откуда у вас столько энергии?

— Когда у человека есть большое желание работать, когда он видит результат этой работы, у него появляются новые силы. Жизнь строится из событий, решенных проблем и вопросов. И когда ты помогаешь людям, то получаешь мощную энергетику в ответ. Конечно, трудоголизм приводит к определенным потерям для семьи и для личного времени, потому что выходных практически нет. Субботы и воскресенья для меня не существует. Понимаю, что надо стараться находить баланс, но так интересней жить. Я получаю драйв от того, что делаю.

— Какие события дали вам эту позитивную энергетику за год? Что главного для вас произошло?

— Самое главное — принятие сбалансированного областного бюджета. Это очень важный документ, важнее в моей жизни не было. Потому что по нему сегодня живет вся Амурская область. А главное событие, точнее, события — апрельский приезд президента Владимира Путина и запуск первой ракеты с космодрома Восточный. Если честно, я очень рад, что она не улетела в первый день (смеется).

— Почему?

— Потому что глава государства остался в области еще на один день и нам удалось пообщаться. Он провел совещание по ТОРам, на котором были озвучены и приняты важные решения. Я рассказал ему о маслоэкстракционном заводе в Белогорске, в итоге государство оказало проекту максимальную поддержку: Амур-агроцентр получил доступные кредиты, которые помогли ускорить строительство и выполнять социальные программы. Сейчас компания строит два многоквартирных дома для работников. Ну а запуск ракеты — историческое событие. После него Амурская область стала космической гаванью страны. Для тех, кто не понимает, советую сходить в АмГУ, посмотреть кафедры, где учат будущих сотрудников Восточного. 40 выпускников АмГУ уже работают на космодроме, создают семьи, рожают детей. Это здорово!

— Какие вопросы стали самыми трудными?

— Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Это очень дорогая для страны программа. Президент взял на себя ответственность переселить людей, которые живут в бараках 50—60‑х годов. Прежде никто на это не решался. До кризиса мы входили в десятку регионов-лидеров по переселению. Но из‑за дефицита бюджета потеряли возможность участвовать в программе. Я доложил об этом президенту, он нас услышал и поддержал. Сегодня на счетах Амурской области 3 миллиарда рублей на эту программу. Поэтому она будет продолжена.

13

сентября 2015 года Александр Козлов был избран на пост губернатора Амурской области, став самым молодым главой региона в современной России

Не менее важный вопрос — замещение коммерческих кредитов на бюджетные. Мы закредитованы на 97 %. Но самое главное — у нас есть соглашение с Минфином, подписанное в 2014 году, согласно которому область должна до 1 января 2019 года уменьшить долг до 50 %. Чтобы вы понимали в цифрах: 97 % долга — это 30 миллиардов рублей, которые ежегодно я должен уменьшать на 4,5 миллиарда. Но пока мы прирастаем доходами на 1 миллиард в год. То есть надо еще урезать расходы. Я сразу сказал — мы этого делать не будем. И попросил президента о реструктуризации долгов на 20 лет. Он, кстати, в ответ спросил, сколько мне лет (смеется). Я сказал, что 35. Глава государства нас полностью поддержал. Это меня очень радует.

— В этом году произошло еще одно историческое событие для Амурской области — подписание межправительственного соглашения о строительстве моста через Амур. Работы должны были начаться весной, но сроки опять сдвинулись. Что случилось?

— Скажу честно: я виновник того, что строительство не началось в мае. Но считаю, что все правильно сделал. Для строительства моста создана совместная российско-китайская компания. И сразу была договоренность, что мы кредитуемся в харбинском банке под 4 процента. Китайцы были готовы приступить к строительству хоть завтра, но мы добились того, чтобы проектную документацию делали наши институты. В ноябре она должна быть готова, затем ей надо пройти госэкспертизу. Кроме того, компания зарегистрирована в КНР, поэтому наши соседи могли бы без согласования с нами объявлять конкурсы и отдавать подряды своим предприятиям. Поэтому мы приняли решение о том, что на территории РФ будет филиал, но его надо зарегистрировать в налоговой инспекции в Москве. А это опять же время. Но я считаю, что пусть мы сейчас потеряем время, зато в будущем сможем контролировать строительство и обеспечивать наши предприятия работой.

— Сегодня до сих пор мало кто верит, что мост через Амур будет построен. Для многих это по‑прежнему какая‑то сказка.

— А пока мы не начнем, никогда не поверит. На самом деле мы уже отвели землю, занимаемся карьерами, идет большая подготовительная работа. Поверьте, грамотная подготовка к такой серьезной стройке занимает очень много времени.

— Ваш формат работы «Открытое правительство», когда вы с министрами едете в города и районы, сохранится? Многие считают, что губернатор не должен вникать в муниципальные или сельские проблемы, есть задачи более высокого уровня.

— Обязательно сохранится. И объясню почему. Наш правительственный автобус — это на самом деле лифт из кабинета, в котором принимаются решения, в место, где они формируются. Спустился, посмотрел, понял проблему, поднялся и принял нужное решение. А делить задачи и проблемы на губернаторский, муниципальный, сельский уровень — неправильно. Людям все равно, чьи это полномочия. Многие привыкли, что губернатор — это кабинет и джип. А это не так. У нас и Олег Николаевич Кожемяко доказал, что надо работать в поле, в действии. А я еще с собой взял пассажиров — министров и замминистров. Это удобно и эффективно. Так что «Открытое правительство» останется, но мы его немного отформатируем.

— Вы часто работаете в Москве: легко ли самому молодому губернатору отстаивать интересы области в федеральных структурах?

— Наверное, если бы мне было 50 лет и я бы вырос в одной эпохе с министрами и их заместителями, то мне было бы проще. Но, поверьте, старшее поколение ценит, когда к ним приходит подготовленный человек. И возраст губернатора ни при чем. Вы же видите курс президента на омоложение. Да и 35 лет я уже не считаю молодостью. Это у нас некоторые считают: такой быстрый взлет! А на самом деле он не быстрый. Я открываю свою трудовую книжку: 10 лет — в угольной отрасли, 4 года — министр ЖКХ. Вы мне назовите еще хоть одного человека в Амурской области, который столько лет руководил ЖКХ? Потом полтора года мэром Благовещенска. Да, переход от мэра к губернатору произошел быстро — я сам это понимаю и где‑то мне самому сложно. Но с таким опытом мне во многом проще работать на этой должности.

— Губернаторы в нашей области менялись довольно часто. И о каждом (о вас, кстати, тоже) постоянно ходят слухи, что он куда‑то уезжает, уходит на повышение. Скажите: сколько бы вы хотели провести времени на этой должности?

— Каждый день, когда иду на работу, я никогда об этом не думаю. И когда работал мэром, никогда не думал о том, чтобы стать губернатором. Ты должен каждый день на своем посту работать, работать и работать. Если люди оценят, позволят это делать больше и дольше, я буду очень доволен. Я искренне хочу получить результат от тех решений, которые мы сейчас принимаем. У нас с кабинетом министров планирование на 2023—2025 годы. Но мы все понимаем, что в жизни может все случиться. Не зря ведь говорят: если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Но мне нравится моя работа, я люблю нашу область, здесь моя семья и мой дом.

За полтора часа журналисты успели обсудить с губернатором политику, экономику, кадровый кризис и хоккейное будущее Амурской области.

— Александр Александрович, вы демократичный губернатор: гуляете по набережной, с работы пешком ходите. К вам люди подходят, просят о чем‑то?

— Я живу недалеко от здания правительства — в районе улиц Зейской — Трудовой, поэтому с работы всегда иду пешком. И обычно на Шимановского — Зейской меня просят сфотографироваться. Не знаю, почему именно на этом перекрестке (смеется). Недавно был приятный случай. Мы с супругой во втором часу ночи шли с празднования дня рождения Благовещенска. Проходили через сквер за правительством, там на лавочках отдыхала молодежь. Ребята поздоровались, поблагодарили за праздник — было приятно за нашу работу. За то, что люди это ценят.

 Как губернатор снимает стресс?

— Переключаюсь только на тренировках по хоккею. Это для меня отдых. Если я не в командировке, то три раза в неделю в 21.30 выхожу на лед. А там голову не отключишь — тебя отключат. Алкоголь не употребляю уже 7 или 8 лет, мне он просто не нравится. Зато нравится сладкое. Люблю водить машину, сейчас вот увлекся мотоциклом — тренируюсь.

— Какую книгу читаете?

— Бюджетный кодекс. Там столько всего интересного! А если серьезно, то знание законов очень облегчает работу губернатора.

— У вас есть домашние питомцы?

— У меня две собаки. Такса Тася и хаски Хася.

— Вы за этот год были в отпуске?

— Да, четыре дня.

Возрастная категория материалов: 18+