А был ли мальчик? Конкурс антреприз «Амурской осени» открыла феминистская мелодрама

Историю встречи двух непохожих женщин, которым не везет с мужчинами, увидели вчера, 20 сентября, благовещенцы в Амурском театре драмы. Конкурс антреприз фестиваля открыл спектакль по пьесе Надежды Птушкиной «При чужих свечах» в постановке Елены Папановой, дочери легендарного советского актера театра и кино. Она же сыграла одну из героинь, а также взяла на себя все остальные заботы о спектакле, начиная с музыкального оформления и заканчивая освещением. Премьера постановки состоялась в прошлом году в Вязьме, на родине Анатолия Папанова.

Действие пьесы разворачивается в доме литературного критика Александры Дмитриевны (Елена Папанова), вернувшейся из заграничной поездки и заставшей свою квартиру ограбленной. Среди пустых рам и погашенных свечей она обнаруживает и соучастницу преступления — наивную пухленькую девицу Аллу (Юлия Петровская). Это она привела в чужую квартиру возлюбленного, который на поверку оказался банальным бандитом, позарившимся на дорогие картины хозяйки. Компанию двум дамам составляет позабытый почти мифическим Алешей пистолет, заставляющий не расслабляться и помнить о Чехове.

Женщины не церемонятся друг с другом с самого начала. Оглушить стулом, связать по рукам и ногам, отпинать ногами и прижечь утюгом — таким арсеналом агрессии в полной мере располагают героини спектакля. Конфликт между женщинами завязывается сначала на почве преступления, а затем переходит в более принципиальную плоскость, связанную с их абсолютно разными взглядами на жизнь. Александрина — циничная карьеристка, в свои 56 так и не научившаяся любить, предпочитая писать книги, которые никто не читает, купаться в роскоши и вращаться среди знаменитостей. В моменты откровенности она, почти с мазохистской страстью, рассказывает о своей сексуальной неудовлетворенности и ничтожестве мужчин, с которыми ей приходилось иметь дело, пьет водку и самозабвенно сквернословит. Алла, напротив, сама непосредственность, с детства мечтающая о пресловутом принце, готовая на всепрощение и самопожертвование. Она работает простым парикмахером, лишена всяческих амбиций, но чувствует себя счастливой, поскольку любит непутевого Алешу даже после предательства с его стороны.

Впрочем, на разности характеров противостояние между Александриной и Аллой исчерпывается. По большому счету, обе героини живут в мире, в котором нет и не может быть любви, где можно либо оставаться наивной глупышкой, либо стать озлобленной старой девой, но никогда не найти взаимности и полноценного счастья. Во всяком случае, все, что мы узнаем о Вениамине, с которым критикесса спит по четвергам, и об Алеше, боготворимом доверчивой парикмахершей, дает понять: с мужчинами не везет обеим, и разница только в том, что Александрина понимает это, а Алла витает в сахарной вате.

Встреча двух женщин, наделенных разными качествами, разыгрывает перед зрителями классическое противостояние чувственного и рационального подхода к жизни. Откровенничая и рефлексируя над своей судьбой, Александрина почти приближается к состоянию «золотой середины» и открывает в себе космос — первозданную пустоту, обладая которой, можно было бы начать все сначала. Она клянется бессмертной душой, переживает катарсис, но что-то менять оказывается уже слишком поздно. А если нет выхода, спасительный чеховский выстрел неизбежен.

Возрастная категория материалов: 18+