«Тэли и Толи»: рецензия на конкурсный фильм о дружбе народов и силе любви

«Как кладбище делить будем? По прямой или зигзагами?» — размахивая пистолетом, на полном серьезе спрашивает грузинский пограничник Гурам своего российского коллегу на грузино-осетинской границе. Кому и зачем понадобилась эта граница, которую герои фильма «Тэли и Толи» собираются проложить прямо по 700‑летнему кладбищу, — загадка даже для них самих. АП представляет рецензию на снятое в лучших традициях старых грузинских комедий кино, с юмором рассказывающее о том, что разделяет и объединяет людей.

Тэли и Толи — грузинское и осетинское селения, разделенные строптивой горной речкой. По ней и пролегла граница, которую, скорее по привычке, чем из чувства долга, охраняют на мосту два пограничника, давно ставшие закадычными друзьями.

Уже больше 40 лет дружат и жители двух берегов — старики Кахи и Бази, а их внук и внучка давно влюблены друг в друга. Безмятежная жизнь так и шла бы своим чередом, как и 100 и 200 лет назад, если бы не граница. Существующая на бумаге и в головах власть имущих, она отравляет жизнь местным жителям тем, что из условной, нарушаемой ради дружеской пирушки даже самими ее стражами, все время грозит стать реальной — с погранпостом и решетками.

Два незадачливых пограничных служаки, исполняя приказы сверху, все время пытаются пресечь незаконную миграцию — то стариков, отправившихся угостить соседа пирогами, то влюбленных, бегущих навстречу друг другу, то баранов, которым закон не писан.

Фильм дышит Грузией, какой мы привыкли видеть ее в старом кино, — действие разворачивается на фоне задумчивых древних гор и ущелий, а задушевные разговоры и поиск истины ведут под звон бокалов и плеск вина. Только здесь, на Кавказе, можно взять в долг у святого Георгия, чтобы купить вина. Напиться из горного источника, но не воды, а араки (местный алкоголь). Поговорить с мертвыми, как с живыми. Или рассориться не на жизнь, а насмерть из‑за острого вопроса — страдали ли предки лучшего друга геморроем.

Тонкий, как аромат грузинского сухого вина, юмор, которым пронизан фильм, не заставил публику хохотать, но пригласил улыбнуться. Но к этой улыбке примешивается грусть. «Для чего вообще существуют границы?» — поднимая стакан вина, ибо воду пить — грех, спрашивает старик Кахи своих друзей. «Их придумали люди долины, которым жалко отдать соседу кусок хлеба», — отвечает Бази. У людей гор, каждый день сталкивающихся с суровой природой, другие законы — живя бок о бок много веков, они привыкли помогать ближнему, будь то грузин или осетин, любить его, как самого себя. Можно разделить землю, но как разделить любовь и дружбу, длящуюся сквозь века. Да и надо ли?

Возрастная категория материалов: 18+