«Ракурс» Андрея Анохина. Класс без приличного двоечника

Лучшая школьная программа — учитель всегда прав!

Каким должен быть учитель — строгим, а может быть, добрым, или с тремя академическими образованиями? Этот вопрос сейчас многих беспокоит. Родитель пошел привередливый, каждый за будущее своего ребенка переживает. В пылу недоверия к классическому образованию нанимаются репетиторы, тратятся деньги, на каждого учителя впору заводить досье и выкладывать в единую базу данных. Увы, зачастую хороший учитель не имеет ничего общего с модными течениями в среднем образовании. Ничего лучше старой и доброй советской классики в этом мире не придумано.

Возраст бунтарского периода

Младшего ребенка отвел в школу. По субботам —  «подготовишка» для будущих первоклассников. Занятия пару часов. Минут за двадцать до их окончания в коридоре собираются родители. Ждут своих дошколят, но больше обсуждают и переживают. Взвешивают плюсы и минусы, а также необъятное разнообразие школьных программ, авторов и учебников.

Так получилось, что в соседнем кабинете по субботам всегда урок анатомии. Причем дверь класса открыта. Благодаря этому совсем недавно прослушал познавательную лекцию об опасности гиподинамии, мышечном тонусе, аминокислотах, риске инсультов и   сердечно-сосудистых  заболеваниях. Учитель анатомии ведет урок так, что дети сидят, не шелохнувшись.

Мы, взращенные на мелковых огрызках, отмывающие доску мокрой тряпкой. При этом вполне себе компетентные и уверенные в успешной сдаче будущих экзаменов.

Те самые дети, у которых переходный возраст, бунтарский период, юношеский максимализм и прочие признаки самоутверждения. Мне кажется, им лет по 13—14, а может быть, и все 15. Самое время возражать и сомневаться, доказывать собственные взгляды и опровергать фундаментальные принципы. Однако знания оседают в юных головах четким, поставленным голосом педагога. Безапелляционным тоном, в котором ни тени сомнения в собственной правоте.

Вопросов насчет главного авторитета в классе не возникает. Кажется, учитель занял все возможное пространство, атмосфера буквально пропитана анатомическими подробностями человеческого организма. Подростки по мере необходимости тянут руки, вставляют свои реплики. При этом полное отсутствие гвалта, шума и попыток сорвать урок. Все исключительно по делу. Мне кажется, в этом классе даже двоечника приличного нет. Такого, чтобы сидел на задней парте и вставлял дурацкие реплики.

Взращенные на мелковых огрызках

Пахнуло чем-то далеким и, кажется, безнадежно ушедшим. Происходящее напоминает собственное детство, в котором нет места интерактивным доскам, медиатехнологиям и гуманным принципам. Главное правило — учитель всегда прав. А еще потрепанные учебники из школьной библиотеки, но оттого не стареющие десятилетиями. По ним еще наши родители учились. И мы, взращенные на мелковых огрызках, отмывающие доску мокрой тряпкой. При этом вполне себе компетентные и уверенные в успешной сдаче будущих экзаменов.

Со временем ловлю себя на мысли, что урок анатомии давно за пределами класса. В коридоре —  родители детсадовцев, притихшие и настороженные. Внимают, затаив дыхание. Все обсуждения и переживания давно забыты. В рекреации абсолютная тишина.

Если в двух словах, то главной проблемой современного человечества стал дефицит движения. Причем регулярный спортзал — это мизер. Он не покрывает природной потребности в активной жизни. Отсюда инфаркты и прочие беды. Главный вывод — двигаться надо всегда, при любой, малейшей возможности. И еще — чем больше двигаешься, тем больше хочется. Бесконечное лежание на диване, напротив — усугубляет лень.

Проблема ЕГЭ —  в последнюю очередь

На перемене старшеклассники вываливаются в коридор. Пара пацанов, по виду самые шустрые, заметно тушуются при виде большого количества чужих родителей, бабушек и старших сестер. Однако, перекинувшись парой фраз, пацаны выпинывают в коридор... футбольный мяч.

За всю перемену в адрес футболистов не прозвучало ни одного замечания.

Пинают его минут десять, через всю рекреацию, без «навеса» — по полу, но вполне ощутимо. Мяч то и дело отскакивает, меняет траекторию, периодически бьет по ногам взрослых. Мы скромно наблюдаем за происходящим, растянувшись вдоль окон.

За всю перемену в адрес пацанов не прозвучало ни одного замечания. У нас даже мысли не возникло одернуть футболистов, призвать к дисциплине и порядку. О чем это говорит? В первую очередь учитель должен быть УБЕДИТЕЛЬНЫМ! Таким, чтобы вопросов не возникало. Я сам, спустя четыре дня, могу рассказать этот урок безо всякой домашней подготовки. Даже заморачиваться не буду на особенности необъятного разнообразия программ, авторов и новых учебников.

Больше чем уверен: в нашей школе подростки бунтарского периода достаточно уверенно, без проблем и интерактивных досок сдадут экзамен по анатомии. Проблема ЕГЭ их будет волновать меньше всего.

Возрастная категория материалов: 18+