Тайны и мечты экономистов: сотрудники минэкономразвития Приамурья развеяли стереотипы о профессии

Они считают скучные цифры и анализируют макроэкономические показатели, знают, что такое дефлятор и ВРП, не спят ночами перед приездом президента, а их настольные книги – законы, Бюджетный и Налоговый кодекс. Сегодня, в День экономиста, АП решила приоткрыть завесу и рассказать о тех, кто отвечает за экономическое развитие региона. Как оказалось, работать в «белом доме», а на досуге рисовать карты Благовещенска для спортивного ориентирования вполне возможно. На наши вопросы ответили сотрудники министерства экономического развития Амурской области во главе с самым молодым министром-женщиной в истории Приамурья Светланой Баловой.

БЛИЦОПРОС

1. Что привело в профессию и оказалось самым сложным?

Светлана Балова, министр экономического развития Амурской области

— В профессию я пришла осознанно. Математика давалась хорошо, на экономический факультет АмГУ поступила легко: в 11-м классе написала олимпиаду на отлично, и меня, серебряную медалистку, автоматом зачислили. Получила красный диплом по специальности «финансы и кредит». Уже на 4-м курсе работала в банке. И пройдя все ступеньки, поняв, что развития нет, приняла предложение о работе в правительстве. Не ожидала, что буду министром. А вот муж верил в меня больше, чем я, и пророчил это. 

Самое трудное было для меня — работа с нормативно-правовыми актами: мне проще в общении с людьми понять материал, чем работать с бумагами. Сейчас я больше общаюсь, решая вопросы. Наше министерство очень уникальное. Я считаю коллег самыми умными, с огромным багажом знаний. К нам стекается информация со всех подразделений правительства. Кто‑то нас называет «сводниками», статистиками, но эти слова вовсе не обидные. Анализировать социально-экономическое развитие региона и прогнозировать, делать выводы, которые ложатся в основу предложений на федеральном уровне, — у сотрудников обширный кругозор. Я очень ценю наши кадры! Авторитет завоевать было непросто. Поначалу было ощущение дискомфорта, что ты моложе, чем многие подчиненные, но все ушло. 

Павел Пузанов, начальник отдела инвестиционной политики:

— Самый распространенный стереотип об экономистах — что мы погрязли в цифрах. Да, у нас большая организационная и аналитическая работа, но наш отдел постоянно работает с людьми. Цели стать начальником никогда не ставил. Мне 27 лет, два года возглавляю отдел. Возраст, конечно, создает иногда трудности, но у нас отличный коллектив — опытные коллеги всегда помогут. С приходом новой команды правительство становится более открытое и мобильное. Со школьной скамьи «Ревизор», «Мертвых души» в людях воспитывают негатив к чиновничеству. Считаю, наш отдел точно не вызывает ассоциации с бюрократией и госмашиной: мы не сидим, перекладывая бумажки, придумывая «приходите завтра» — с инвесторами так нельзя. Я объехал все крупные стройки, площадки ТОР. Администрирую страничку нашего министерства в Фейсбуке и портал для инвесторов — скоро появится мобильная версия для смартфонов.

Александр Суслов, начальник управления стратегического планирования и прогнозирования:

— Я самый главный долгожитель здесь. Работал с восемью руководителями области — при мне пришел Альберт Кривченко. По образованию я экономист-организатор. Пришел из АмурКНИИ более 30 лет назад на должность начальника отдела экономики и планирования АПК плановой комиссии Амурского облисполкома. Мое мнение — госслужащие нацелены в первую очередь на общественные задачи (так нас воспитывали в советское время), а предприниматель — только на свое благополучие, и лишь тогда сможет работать успешно. Мы трудимся за интерес, а бизнесмен — за деньги. Мне работать интересно. Это возможность заглянуть в будущее, которое достижимо.

Наталья Семутина, начальник отдела налоговой политики:

—  Я всегда хотела работать именно здесь. В АмГУ училась на специальности «государственное и муниципальное управление». На курсе преподавали экс-губернатор Владимир Дьяченко и замначальника тогда еще комитета экономики Виталий Севостьянов — я у него диплом писала, отрабатывала практику и сразу коллектив понравился. Перед этим успела поработать в одной крупной частной организации: никакой сплоченности, каждый сам за себя. А здесь всегда помогут, все доброжелательны. Самое сложное — ответственность. Про власть имущих всегда думают, что они ничего не делают и ни за что не отвечают. Может, ответственность и размыта со стороны, но наша ошибка может стоить дорогого. Разрабатывая законопроект о налоговых ставках и льготах, нужно соблюсти баланс интересов — иначе либо бюджет может остаться без денег, либо население и бизнес пострадают.

Сергей Гололобов, начальник управления обрабатывающих производств:

—  В администрацию я попал из преподавателей — как раз, когда началась приватизация. Занимался всем, что связано с областной и государственной собственностью. Не считаю, что чиновник должен корпеть над цифрами. Безусловно, это нужно, но не первоочередная задача. Наша основная задача — создать условия для развития бизнеса. Две пары туфель за год я стаптываю! Госслужба не самый легкий хлеб. Кто так думает, приходите, 2 месяца работы — и миф развенчается.

 

2. День или событие, которые вспоминаете до сих пор.

Светлана Балова: — Помню, как в сентябре 2015 года предложили исполнять обязанности министра. То смутное чувство между гордостью и волнением. Я возвращалась из командировки из Китая, и на таможне звонок от губернатора. Александр Александрович не спрашивал, просто сказал: «Готовься!»

Павел Пузанов: — 27 апреля, когда в сжатые сроки пришлось организовывать совещание президента в Приамурье с резидентами ТОР. За несколько дней до этого приезжал Юрий Трутнев, только выдохнули, я взял отгул, уехал с семьей на турбазу. Ракета не взлетает и…меня вызывают на работу. Это был бесконечный день. Обычно мероприятия с первыми лицами страны готовятся за несколько недель, а то и месяцев.

Александр Суслов: — Запомнился день проседания надежд — когда в 2000‑е был подписан указ о ликвидации космодрома Свободный. Я курировал его долгие годы. Но люди не сдались, боролись военные, руководители ЗАТО и мы. И для размещения Восточного была выбрана Амурская область.

50

человек работает в минэкономразвития, из них 37 женщин и 13 мужчин

Наталья Семутина: — Когда я только стала замначальника отдела, начальница попала в больницу, и срочные документы для приезда президента пришлось готовить мне. Стресс помню до сих пор!

Сергей Гололобов: — Самое главное событие — когда дочь родилась! Из достижений недавних лет — удалось реанимировать судостроительный завод. У предприятия не хватало средств на закупку оборудования, нужно было решить вопрос по клиентам, чтобы обеспечить заказы. В принципе удалось. Мы предоставили госгарантии, привлекли лизинговые компании. То же самое — организация сборочного производства белорусской сельхозтехники на базе «Кранспецбурмаша». За эти 8 лет мы обновили машинно-тракторный парк на 60 процентов.

3. Как снимаете стресс после напряженного рабочего дня?

Светлана Балова: — Мало времени остается на семью, это доля всех руководителей. Зато плюс — не хватает времени на ссоры. У меня два сына — 9 лет и 2 года. Досуг организовываем командный — занимаемся спортом, гуляем, бегаем, катаемся на коньках, велосипеде, отдыхаем на природе.

Павел Пузанов: — Семья — отдушина. Работа свела с супругой. Познакомились еще в вузе, как‑то случайно интересы сошлись: работали в одном отделе в министерстве, не сговариваясь, пошли получать второе высшее — юридическое. В прошлом году сыграли свадьбу. Сейчас она воспитывает сына. Мы любим активно отдыхать и очень ждем снега! Я увлекаюсь сноубордом, жена — горными лыжами.

Александр Суслов: — Раньше занимался спортивным ориентированием, рисовал карты для него — и очень пригодилось в работе. Первая цветная карта Благовещенска — моего авторства. А сейчас читаю книги. Любимых много, одна из них — «Алые паруса». 

Наталья Семутина: — Чем выше должность, тем свободного времени меньше. Дочь и сын тоже очень заняты: кружки-школа-репетиторы. Общаться приходится по дороге и во время выполнения уроков. Стараюсь находить время на спорт, люблю лыжи, турбазы и баню.

Сергей Гололобов: — О нормированном рабочем графике остается только мечтать. Отдыхать стараюсь так, чтобы не работать головой — люблю играть в волейбол.

4. Если помечтать — как сделать экономику Приамурья процветающей?

Светлана Балова: — Это как у врача спросить: что сделать, чтобы все люди не болели? Мечтаю, чтобы инвесторы закидали нас инвестициями. Чем их больше, тем больше рабочих мест и больше мультипликативный эффект.

Павел Пузанов: — Я родился в Завитинске, всегда мечтал, чтобы наша область была привлекательна для жизни, молодежь не уезжала. Наш «конек» для развития в будущем — расширение возможностей освоения космоса, чтобы на базе космодрома развернулся научный кластер.

41,5

года — средний возраст госслужащих

Александр Суслов: — Не мечта, а цель. Приамурью для развития экономики не нужно что‑то дарить, главное — не изымать у области то, что она зарабатывает.

Наталья Семутина: — Будущее — за глобальными федеральными стройками. От газовых проектов за 9 месяцев этого года поступило уже более 200 миллионов рублей налогов в бюджет — это сопоставимо, например, с расходами Константиновки или Прогресса.

Сергей Гололобов: — Жалею, что так и не доехал до Юктали, всегда была идея фикс посмотреть, как добывают андезит — отделочный камень. Это единственное в области разведанное промышленное месторождение. За андезитом гонялись арабские шейхи — он играет на солнце. А вообще Приамурью бы еще два-три газовых проекта — и бюджет наполнится. Как только будет газификация — реанимируется стекольный завод, выпуск продукции Тепличного комбината можно увеличить на 20—30 %.

5. Ваш совет рядовым амурчанам — как экономить в кризис?

Светлана Балова: — Мой совет: расставить приоритеты затрат. Покупать качественные амурские продукты. Заниматься спортом и не экономить на себе, ведь здоровье — это самое важное, а лекарства дорогие!

Павел Пузанов: — Элементарно — иметь свой приусадебный участок. А еще мы с супругой давно одежду заказываем через крупные интернет-магазины — это экономит несколько тысяч. И 15% зарплаты откладываю — должна быть «подушка безопасности».

Александр Суслов: — Оптимальный вариант: соизмерять свои возможности. Сам не беру кредиты и другим не советую!

Наталья Семутина: — Я не согласна, что в кризис нужно не экономить, а зарабатывать больше. Для многих это нереально. Поэтому нужно планировать свои расходы, и, прежде чем что‑то купить, я мониторю цены и всегда нахожу, где дешевле.

Сергей Гололобов: — Рецепта нет — только закончил выплачивать ипотеку! Бюджет, кстати, ведет жена.