Садоводы с ограниченными возможностями

Амурские школьники с особенностями развития будут выращивать овощи и цветы

Уникальный для российского образования проект начали этой осенью претворять в жизнь в Приамурье. Четыре школы Свободного, Белогорска, Пояркова и Чигирей внедрят в своих стенах необычный вид терапии для детей с ограниченными возможностями. Школьники будут сами выращивать цветы и овощи. Но не в обязательном порядке, а исключительно по желанию. Уход за растениями во время садовой терапии детям облегчат специальные инструменты. В теплицах, благодаря широким проходам, свободно смогут перемещаться ребята на инвалидных колясках, а все грядки и вазоны для цветов и овощей будут высокими — чтобы не тянуться к земле. Об образовательном ноу-хау — в материале нашего корреспондента.

Гарденотерапия расцветет весной

Весной в школах устроят торжественное открытие участков для гарденотерапии, а пока не сезон, учебные заведения закупают оборудование, устанавливают теплицы и клумбы. «Мы, конечно, рады, — не скрывает заместитель директора по воспитательной работе поярковской школы № 1 Наталья Захарчук. — Садовая терапия — это и социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и новые возможности для школы. Детям предстоит все это увидеть и попробовать весной, а сейчас мы прежде всего ведем работу с родителями — рассказываем, что ждет школьников». В школе больше десяти детей с особенностями развития, для занятий с ними уже подобрали двух педагогов.

Многие родители позитивно реагируют на проект. Так, мама третьеклассника Тараса, который передвигается по поярковской школе с ходунками, полна энтузиазма.

— Она очень ответственная и порядочная мамочка, уделяет сыну очень много внимания и заботы. Тарас начал разговаривать, общается с детьми, она его не ограничивает и не сдерживает, даже если он по коридорам начинает на ходунках бегать — это же социализация ребенка, — рассказывает директор школы № 1 Наталья Болкунова. — Только представьте, каково это, если после школы ребенок с ограниченными возможностями сразу идет домой. А тут — весна, цветы… Мама Тараса очень довольна перспективой, говорит, что с удовольствием сама будет с ним на грядках работать. 

Раньше почти все дети с ограниченными возможностями были освобождены от работы как на огороде, так и от ухода за цветами на клумбах. «Теперь они будут знать, что есть участок и для них», — говорит директор. Садовая терапия положительно влияет и на психологическое, и на физическое состояние детей с особенностями развития, отмечают психологи. В амурском министерстве образования и науки считают, что проект, который позволит плотно общаться с миром живой природы, даст детям с ограниченными возможностями здоровья больше предпосылок для саморазвития.

Безопасный сад

Какими цветами и овощами заполнят теплицы, высокие клумбы и вазоны, в школах примерно знают. Главная задача — посадить неприхотливые и не вызывающие аллергию растения.

1,5

миллиона рублей получила Амурская область на внедрение в четырех школах проекта гарденотерапии

— Первое, что мы посадим в теплицу, — цветочную рассаду, которую потом перенесем на грядки. Второе — скорее всего, овощные культуры. У нас теперь есть высокие грядки, и на них мы, конечно, разместим овощи, — делится планами Наталья Болкунова. — Ребята ограничены в движениях, поэтому работать будут небольшими грабельками и другим специальным садовым инвентарем. Будут пропалывать то, что легче всего — редиску, огурцы, какую‑то небольшую сортовую капусту. Это будет развивать двигательную функцию.

В белогорской школе № 10, первой из всех установившей дорогостоящую теплицу и шесть клумб для гарденотерапии, подбирают для высадки растения неприхотливые, но с большой корневой системой.  Загвоздка в том, что у большинства неприхотливых видов она поверхностная. Поэтому за зиму учителям биологии предстоит определиться с подходящими для глубоких контейнеров растениями, говорит директор Елена Пахоменко. 

Грант в полтора миллиона

На внедрение в четырех школах проекта гарденотерапии Амурская область получила грант в полтора миллиона рублей. Инициатором проекта стало министерство образования и науки области. Деньги в рамках программы «Мир без границ» выделили из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

— Мы хотим посмотреть, как этот проект будет внедряться в наших школах, как на гарденотерапию будут реагировать родители детей с ограниченными возможностями. Элементы гарденотерапии есть во всех школах области, но внедрять в них всю программу было бы довольно дорого, если только делать это за счет внебюджетных средств. Но уже известно, что в 2017 году в проект по гарденотерапии войдут учреждения социальной защиты: Малиновский детский дом и реабилитационный центр для детей-инвалидов в Бардагоне, — рассказала начальник отдела проектов и программ минобрнауки Приамурья Наталья Домашенко.

Садовая терапия положительно влияет и на психологическое, и на физическое состояние детей с особенностями развития.

Каждому из четырех учебных заведений на покупку теплиц, уличных кашпо, вазонов и другого садового инвентаря перевели более 350 тысяч рублей. Стоимость одной адаптированной теплицы из поликарбоната — около 100 тысяч.

— Теплица пришла недавно, мы установим ее весной. Также закупили многочисленный инвентарь: садовые тачки, вазоны, тяпки, шланги, ящики-грядки, грабли, прореживатели, культиваторы, ножницы, опрыскиватели, совки, секаторы, мотыги, — перечислила директор чигиринской школы Тамара Сумарокова. — Кроме того, приобрели газонокосилку, ведра, лейку. У нас замечательный пришкольный участок, весной сделаем зону для гарденотерапии и установим теплицу. Школа у нас сельская, поэтому в ней всегда был сельскохозяйственный труд. Обычно все ребятишки работают на пришкольном участке, но 16 детей с ограниченными возможностями были освобождены. Теперь они тоже смогут вносить свою лепту. Высокие грядки позволят им не наклоняться и получать удовольствие от работы на земле. Сейчас мы закупаем семенной фонд, решаем, где будет располагаться зоны отдыха, где поставим лавочки.

В Чигиринской школе, кстати, зимой тоже выращивают рассаду на подоконниках, в том числе помидоры, баклажаны, перец, цветы. А продукты, которые летом появляются на огороде — картофель, томаты, огурцы, разную ягоду, свеклу, морковь, кабачки, все те же баклажаны и перцы, не только отправляют в школьную столовую, но и продают жителям. «Немного зарабатываем», — говорит директор.

После гарденотерапии дети становятся добрее

«В нашей школе более 100 детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями, — рассказала директор свободненской школы № 5 Анна Шипилова. — К нам привозят деток со всего города, за два года мы стали таким инклюзивным центром». По словам директора, в прошлом году был начат свой проект растениеводства для особенных детей, школьники участвовали в разработке дизайна клумб. «Почему мы начали это делать? Потому что заметили, что даже элементарная работа с цветами, особенно в классах коррекции, где часто учатся дети с нарушениями психики, вызывает положительные эмоции. Ребенок протер эти цветочки, полил, поухаживал, может быть даже пять-шесть минут, но это вызвало положительные эмоции. Особенно когда ребята видят плоды своего труда: он ухаживал за цветочком, а тот потом так красиво расцвел! Детям нравится».

Общественные сады в городах Европы и США действуют уже не один десяток лет. Также там набирают популярность школы природного земледелия. В России впервые гарденотерапию в конце девяностых годов внедрил Иркутский ботанический сад.

В следующем году, кстати, в школе подумывают устроить конкурс тыкв, которые вырастят школьники. Также в планах — сделать на участке для гарденотерапии зону отдыха с цветниками, высокими клумбами и небольшой огородик с высокими ящиками-грядками. На них посадят и петрушку — как раз потому, что она кучерявая и красивая, отмечает директор. «Гарденотерапия не требует каких‑то больших физических нагрузок, важно, чтобы это было эстетически красиво. Это не ради физического труда, а для того, чтобы дети общались с растениями», — подчеркивает Анна Шипилова. В школе всегда много внимания уделяют озеленению, поэтому внутри новой теплицы обязательно высадят много цветочной рассады, говорит Анна Александровна.

МНЕНИЕ

Наталья Кора, психолог:

— Очень хорошо, что общество начинает обращать больше внимания на детей с ограниченными возможностями и пытается найти способы их вовлечения в общественную жизнь. Уход за цветником, садиком вместе со здоровыми детьми будет способствовать эффективному межличностному общению, лучшему познанию друг друга. А у детей с нормальным здоровьем будут развиваться такие качества, как взаимопомощь, сострадательность. Если у каких‑то деток нет склонности к работе на грядках, для них можно рядом организовать на свежем воздухе другие занятия, например поставить мольберты и занять рисованием. Уход за растениями развивает основные черты характера: ответственность, заботу, целенаправленность, настойчивость, способствует профессиональной ориентации — возможно, в будущем ребенок захочет связать свою работу с таким трудом. Стимулирует познавательную активность: захочется больше прочитать, узнать об этом. Формируются трудовые навыки, которые пригодятся в самостоятельной жизни. Очень хорошо, если трудотерапия, в частности вот такая, садовая, превратится в семейный отдых или работу. Можно и старшее поколение привлечь, те же бабушки ведь все равно приходят за детьми в школу: почему бы и им 10 минут или час не посидеть со своим внуком в этой теплице и научить навыкам работы с растениями.