Анна Панаскина из Благовещенска рисует на ткани горячим воском и морской солью

Помимо материнского счастья, будучи во втором декретном отпуске, благовещенка нашла для себя увлечение, которое превратилось в еще один смысл жизни, — рисование. Но не в привычном понимании, а на ткани. Чтобы освоить технику нанесения рисунка воском и другими материалами, Анна Панаскина отправилась учиться к профессионалам. Молодая мама и художница уверена: картины должны быть символичны. Так, дерево жизни обязательно поможет одинокому человеку обзавестись семьей, маки привлекут в дом деньги. О том, как нарисовать себе одежду, а цветную кляксу превратить в карпа, — сегодняшний разговор с талантливой амурчанкой.

— Рисовать я любила еще в детстве. Но так сложились обстоятельства, что посещать изостудию я начала только в одиннадцатом классе — до поступления в вуз оставалось совсем немного времени, поэтому мечту стать дизайнером осуществить не удалось, — говорит Анна, еще раз доказывая: главное — желание. — По окончании университета я все‑таки нашла у нас в городе художественную школу, где была группа для «взрослых». Однако счастье мое длилось недолго — через год из‑за недостаточного количества учеников занятия прекратились. Три года длился мой «творческий отпуск» — без искусства было сложно, а самоорганизовать себя дома не получалось, да и хотелось уровня — работать под руководством профессионала. И вот два года назад, уже будучи во втором декретном отпуске, получилось записаться в художественную школу. Вначале чувствовала себя на занятиях скованно — казалось, что все вокруг уже могут практически все, а я просто неумеха. Но руководитель поддерживала мое рвение, хвалила за настойчивость — вскоре я «догнала» своих одногруппников.

— Анна, мир изобразительного искусства большой. Какие техники, направления интересны вам?

— Начинала я, как и все, с карандаша. Потом перешла на акварель — это самая трудная, на мой взгляд, техника. В ней невозможно достичь совершенства — всегда есть куда расти. Также выполняла работы маслом, гуашью и акварелью. Но после того, как наш руководитель Наталья Мартиросян провела ознакомительное занятие по батику, я поняла, что дальше хочу творить именно в этом направлении.

— Почему батик? Техника предполагает нанесение красок на натуральный шелк, а это ведь достаточно дорогой «холст».

— Мне нравится сам процесс. Вместо шелка мы используем креп-сатин. Техники исполнения батика разные. Есть горячая: на холст наносится один базовый цвет, потом горячим воском выделяются определенные цветовые пятна, которые должны в этом цвете и остаться, и так — несколько слоев. Важно не переборщить со слоями и соблюсти контраст. Горячая техника очень интересная, эффектная, но трудоемкая. В финале воск нужно с картины полностью удалить, вручную отшелушить, потом горячим утюгом еще раз закрепить. Изображения в этой технике получаются достаточно абстрактные, чего не скажешь о «холодном» батике, где линии всегда четкие, аккуратные, а образы строгие и точные.

— Вы за холодный или горячий батик?

— Вообще, люблю холодный, но часто смешиваю обе техники — получать новые эффекты очень интересно. Например, когда закончила какой‑то образ, покрываю его воском, а потом уже занимаюсь фоном. Получается, центральная фигура защищена, можно не бояться «махать» кистью. Кроме того, я люблю добавлять морскую соль, которая собирает в себя часть краски и таким образом получаются художественные пятна. Также экспериментирую со смешиванием красок.

— Как проявляют характер бумага и ткань, с каким материалом проще?

— На ткани рисовать удобнее, как мне кажется. Краска «цепляется» по ходу кисти. Но нужно быть очень аккуратным — любая капля сразу расплывается, и ее уже ничем не уберешь. Можно сказать, в батике случайных пятен не бывает. Из любой кляксы рождается какой‑то образ: на что похожа «помарка»? На рыбку, как, например, было у меня на картине с карпами, или на стебелек у цветка. В горячем батике очень приветствуются подтеки, пятна, брызги, различные абстрактные формы. С одной стороны, вроде бы это на руку, однако, с другой — не так‑то просто придать пятну художественность и смысл. Батик — это тренажер для фантазии.

— Ну вот все‑таки сложно воспринимать картины на ткани как таковые: цветочки, рыбки… В чем смысл?

— Батик — это философия. Первой моей картиной были маки — символ достатка. Для меня важно, чтобы картина была живой — наполняла смыслом, мыслями, заставляла выстраивать ассоциативный ряд. Древо жизни, например, помогает его обладателю, как говорится, пустить корни в этом мире — обзавестись семьей. Карпы, рыбки — пожелание стать родителями. Два сплетенных силуэта — для тех, кто хочет встретить свою половинку. Мне очень нравится морская тематика. У нее своя глубина, есть доля загадочности и покоя. У меня много черепах — мудрость и долголетие, рыб — нужно рожать детей, в них наш смысл и продолжение. Есть русалки — все еще для нашего мира непознанные и чарующе красивые.

— Роспись по ткани — это чистое искусство в его созерцательной роли?

— Не только. Помимо интерьерных панно, в этот вид искусства можно, что называется, уйти с головой — сделать платок, шарф и прочую одежду. Правда, для юбки или блузки из батика нужен шелк, так как креп-сатин под воском становится очень жестким, что делает вещи не очень‑то комфортными. Краски можно закрепить — и таким авторским изделиям стирка не будет страшна. Я, например, уже давно задумываюсь, чтобы «нарисовать» себе какую‑нибудь деталь гардероба. Взяла для этого у преподавателя художественной школы напрокат каркас для платка — ждет удобного момента и свободного времени.

— Казалось бы, весьма эфемерное направление — весьма полезно. Нет идеи научиться шить и делать свою линию одежды из тканей с авторским принтом?

— Как бизнес не рассматривала. Но батик стал уже не просто хобби, ведь я таким образом несу информацию о себе, пытаюсь вызвать у окружающих позитивные эмоции. Для меня это уже стало частью жизни — себя я без кисти не вижу. Кстати, и своих детей я тоже «заразила» рисованием — старшая Лида заканчивает четвертый художественный класс, а двухлетняя Маргарита приходит в неописуемый восторг, когда видит краски и бумагу. Свои работы я в основном дарю друзьям и родственникам на какие‑нибудь праздники. Нередко они приводят ко мне своих знакомых, которые просят что‑нибудь нарисовать. Под заказ не работаю, так как есть штамповка, а есть творчество. Вот я вторым занимаюсь. Но когда есть время, не отказываю тем, кто хочет прикоснуться к прекрасному.