Зачем сотовые операторы выпускают банковские карты

Корреспондент АП выяснил, в чем выгода для амурских абонентов 

На рынке безналичных платежей Амурской области, где раньше присутствовали только традиционные банки, появились новые игроки — сотовые операторы. Компании «большой тройки» — МТС, «Билайн» и «МегаФон» — выпускают для своих абонентов платежные и кредитные карты, привлекая скидками на услуги мобильной связи и разнообразными бонусами. Зачем операторы зашли на, казалось бы, чужой для них рынок и какую выгоду могут получить от использования их карт амурчане — разбирался корреспондент АП.

Безналичный тренд

На первый взгляд может показаться, что «большая тройка» занялась не своим делом. Однако мобильные операторы стараются держаться в русле последних тенденций. А они таковы, что россияне все чаще используют карты для оплаты покупок и услуг. За послед­ние три года число платежей, совершаемых по банковским картам, в стране выросло в два с лишним раза: с 5,6 до 12 миллиардов операций в год.

Для амурчан безналичная оплата покупок тоже стала более частым явлением. За девять месяцев 2016 года жители Приамурья совершили почти 64 тысячи операций посредством «пластика». Это на 25 процентов больше, чем в прошлом году. Оборот операций по пластиковым картам достиг 137,7 миллиона рублей. При этом безналичный расчет сегодня зачастую неразрывно связан с мобильными устройствами — планшетами и смартфонами. И если раньше операторы исполняли лишь функции посредников, то сегодня они хотят быть непосредственными участниками этих процессов. 

МТС и «Вымпелком» (бренд «Билайн») продвигают свой «пластик» уже около двух лет. Но, по сути, он не отличается от традиционных банковских продуктов. Разве только тем, что получить их могут только клиенты этих компаний, а также условиями: размером кешбэка (возврат денег с покупки), бонусами и акциями. «МегаФон» зашел в эту сферу совсем недавно — в августе этого года. Компания предложила совершенно новый продукт, аналогов которому пока нет во всем мире, — оператор начал выдачу платежных карт, в которых банковский и мобильный счета объединены в единое целое. То есть оплата товаров и услуг по факту идет со счета мобильного телефона.

В перспективе «МегаФон» планирует интегрировать банковскую карту в sim-карту. Тогда их держатели смогут расплачиваться с телефонного счета повсюду, просто прислонив телефон к считывающему устройству.

Заработать на кешбэке

По информации самого «МегаФона», сейчас у компании более 76 миллионов абонентов. При этом каждый седьмой активно пользуется банковскими картами и мобильными платежами.  Исследования компании показывают — 50 процентов клиентов хотели бы оплачивать ежедневные покупки (продукты, бензин, лекарства, обеды в кафе и многое другое) со счета мобильного телефона.

— Для них наша карта — это возможность свободно расплачиваться средствами на балансе телефона и зарабатывать на процентах, — отмечает директор Дальневосточного филиала компании Андрей Левыкин.

720

рублей — средняя сумма оплаты товаров и услуг по банковским картам в Приамурье

При этом представители «большой тройки» не стремятся сделать свой «пластик» основным для абонентов. За исключением, пожалуй, МТС, поскольку платежные инструменты компания внедряет в партнерстве со своим «МТС Банком». Все же операторам конкурировать с такими гигантами, как, например, Сбербанк или ВТБ24, в этом вопросе будет сложно. Масштабы несопоставимы.

«Пластик» операторов вполне может стать вторым, но основным платежным. Он пригодится покупателям интернет-магазинов и активным пользователям платных мобильных предложений. Кроме того, карты «большой тройки» могут принести владельцам пусть небольшой, но доход: на остаток счета начисляется от 4,5 до 9% годовых, а при оплате товаров и услуг у партнеров можно получить у них кешбэк.

Особенности карты «МегаФона» могут сделать ее востребованной, например, у фрилансеров. Им не придется заводить счета с кучей реквизитов для того, чтобы получить деньги за свою работу. Достаточно сообщить клиенту свой номер телефона. Использовать деньги с мобильника «свободный художник» сможет посредством «пластика». Пополнить карту, как и баланс телефона, абоненты смогут любым привычным способом, а получить наличные — через любой банкомат.

Двойная защита

По статистике, сегодня многие не рискуют регистрировать в интернете зарп­латные банковские карты, привязывать их к оплате такси и прочих повседневных услуг. Банкиры объясняют такое поведение пока еще слабой финансовой грамотностью жителей Приамурья, ну и отсутствием повсеместно устройств для приема безналичных платежных инструментов.

В то же время карты «Билайна», МТС и «МегаФона» отвечают всем требованиям безопасности международной платежной системы Mastercard. А поскольку карта «МегаФона» привязана к номеру телефона, то всем ее держателям оператор гарантирует еще и защищенность от неожиданных и нежелательных списаний средств с мобильного счета — автоматически подключается бесплатная услуга, которая блокирует случайные подписки на мобильные сервисы.

Карты «большой тройки» могут принести владельцам небольшой доход — кешбэк за покупки у партнеров.

Еще одна причина, по которой «большая тройка» стремится контролировать наши финансы, — это желание сотовых операторов повысить лояльность абонентов. В условиях, когда связь постоянно дешевеет, а «мобильное рабство» отменено, удержать абонентов становится сложнее. Ежемесячно операторы в России расстаются примерно с 3,5 процента своей базы — это 9 миллионов из 250 миллионов действующих в России sim-карт, отмечает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Абоненты, подключившиеся к банковским услугам операторов, надежнее, считают эксперты: они держатся не только за оператора, но и за продукты и привилегии, которые получают вместе с sim-картой. Ведь одно дело — пользоваться sim-картой, которую спокойно можно поменять на симку другого оператора с сохранением номера. И совсем другое — хранить и накапливать деньги на карте оператора.

Универсальность предоставляемых услуг —  это сегодняшний тренд. К нему стремятся все операторы. Сейчас становясь абонентом того или иного оператора, вы получаете не только голосовую связь, интернет, но и телевидение, а теперь еще и средство для хранения и накопления сбережений.

У какого сотового оператора карта выгоднее?

АП сравнила карты сотовых операторов «большой тройки» по ключевым показателям. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Например, преимуществом карты «МегаФона» можно считать 8 % на остаток по счету и кешбэк до 10 %, которые начисляется деньгами (у остальных — баллами). Слабым местом «пластика» является комиссия за снятие наличных в банкоматах — 2,5 % вне зависимости от суммы. Карта «Билайна» уступает по доходности двум остальным конкурентам, но зато оператор не берет денег за обслуживание и разово предлагает снимать наличные в любом банкомате без процентов, правда до 50 тысяч. Главное достоинство карты МТС — в бесплатном  снятии денег через банкоматы крупнейших банков страны. Но есть и минус: например, получить карту МТС можно только платно. За первый год обслуживания с абонента возьмут почти 600 рублей.