Рабы не мы: рецензия на новый фильм «Викинг» с Данилой Козловским

Год российского кино завершается «Викингом» — картиной Андрея Кравчука о князе Владимире Святославиче, работа над которой с разной интенсивностью велась в течение семи последних лет. Один из самых ожидаемых отечественных фильмов оставили напоследок, оттого он особенно мрачно смотрится в декабрьском прокате среди развеселых новогодних комедий и мультфильмов. Под звон мечей и лязганье цепей боевик переносит зрителя в X век. События, предварившие переход Древнерусского государства к христианству, переполнены всем тем, что требовал сценарий — выдумывать и прибавлять пришлось немногое. Создатели «Викинга» очень хотели, чтобы он смотрелся достойно, и в результате принесли в жертву выбранным идеалам так много, что чуть было не загубили проект, получившийся чересчур холодным, пресным и безэмоциональным.

В 2016-м стало как минимум понятно, что для российского кино умеют делать по-настоящему завлекательные трейлеры: молчаливые и вдумчивые ролики «Викинга» вызывали куда больше желания посетить его премьеру, нежели предновогодние видеоприглашения с участием исполнителя главной роли Данилы Козловского. Казалось, что после скупого на сюрпризы тематического года фильм Кравчука исцелит все раны, нанесенные самолюбию российского зрителя,  пусть и жесткими, почти средневековыми методами. Это ощущение сохраняется и на первых минутах картины: оператор «Адмирала», «Высоцкого» и «Территории» Игорь Гринякин снял сцену охоты и последующей за ней гибели Олега Святославича с особым вкусом, акцентируя внимание на деталях и замедляя действие в нужных местах. Самого князя Владимира в сюжете еще нет, Кравчук выдает зрителям аванс, который в итоге окажется слишком большим. Актеры Кирилл Плетнев и Александр Устюгов уверенно разыгрывают короткие в этой истории жизни своих персонажей, да так, что у публики возникают проблемы с узнаванием. Профессионалы телесериального ремесла в «Викинге» все делают не так, как обычно. В результате Ярополк в исполнении Устюгова становится чуть ли не единственным героем, которого жаль: не потому, что человек очень хороший, а потому, что отнюдь не все долгие роли в ленте сыграны так же интересно.

С появлением в кадре главного героя фильм начинает развиваться почти строго по «Википедии». Тут, впрочем, ничего удивительного нет, ведь князь Владимир являет собой скорее былинный, нежели исторический объект, даже несмотря на установку статуй. Создателям фильма оставалось только отсечь лишнее вроде ахинеи про тысячу жен и наложниц, вошедшей в летописи: саспенса в этой истории действительно предостаточно, а противоборствующих сил действительно хватило бы для российской «Игры престолов». О том, что «Викинг» попытается примерить на себя этот статус, перед премьерой говорили много, но ошибались:  этого сравнения картина не выдерживает, да и задачи такой явно не ставилось. А так — кинематографическое раздолье, были бы деньги на визуализацию: князья друг друга режут почем зря, не оглядываясь на глупости вроде братских уз, невест перед свадьбой подвергают насилию, мирное население не щадят, стрелы свистят, клинки звенят, и вода в реке перед всеобщим крещением вполне могла бы быть красного цвета. Ужасов оказалось столько, что продюсерам пришлось делать две версии картины — 12+ и 18+. Вероятно, из-за этого «щадящую» версию еще сложнее воспринимать, как цельное кино, чем полную. О некоторых важных моментах сюжета зрителю, подзабывшему учебник, приходится только догадываться. Сама идея решать эту задачу одним лишь беспощадным монтажом проваливается: «лайт-версию» нужно было именно что снимать.

А Кравчука будто подменяют. Добрую половину фильма он неуверенно топчется на месте, тасуя красивые кадры и без всякой надобности замедляя картинку. Надписи на экране сменяют друг друга — Полоцк, Киев, лагерь Ярополка — и вместе с ними в пространстве волшебным образом перемещаются герои. Вроде и с массовкой проблем нет, а только вопросов множество. Никаких войск в кадре не наблюдается, складывается впечатление, что главный герой совершил целое путешествие лишь для того, чтобы пополнить свой скромный отряд пятью викингами, которые к тому же никогда не трезвеют и чуть что — требуют зарплату. В фильме есть место для печенегов и ромеев, но нам экономно показывают разве что кавалерийский авангард или десяток воинов на стенах. Понятно, что в те времена миллионными армиями не воевали, но «Викинг» из-за этого выглядит еще более «лоскутным». Будущий великий князь принимает участие в каждой мало-мальской схватке, успевая переживать дурацкие покушения, плести интриги и разбираться «со своими бабами». В данной связи мы имеем удовольствие наблюдать Светлану Ходченкову в роли жены Ярополка и Александру Бортич в роли жены Владимира. Удовольствие, заметим, сомнительное — особенно во втором случае.

В картине целая россыпь актерских ролей, которые интересны или могли бы таковыми быть. Хочется особенно выделить Максима Суханова, воплотившего на экране Свенельда. А вот попытку Игоря Петренко превратиться из уже сыгранного ранее гоголевского Андрия в гоголевского же Остапа успешной назвать нельзя: боевые мужи в «Викинге» вообще много фальшивят, стремясь не выглядеть людьми из XXI века. Парадоксальным образом немногословные герои картины слишком много болтают. Сцены сражений для проекта с бюджетом в миллиард с четвертью рублей выглядят слишком скупо, хотя, как уже говорилось выше, над деталями ее создатели проделали поистине титанический труд. Тем более удивительно, что в сравнимой скрупулезности нельзя уличить сценарий: его авторы последовательно преодолевают веху за вехой, не отвлекаясь на флешбэки и толком оформленные дополнительные линии. Гринякин, умело потряхивая камерой, постоянно снимает крупным планом лицо главного героя — Козловского на экранах в 2016-м было относительно немного и этот фильм как будто призван компенсировать эту нехватку. «Викинг», спотыкаясь, бредет к своей центральной сцене, призванной расставить все точки; а когда наконец мы все оказываемся в корсунском храме, то достойной, вне всякого сомнения, игре актера аплодировать нет сил.  

Эксперты предполагают, что касса «Викинга» по итогам дебютного уик-энда окажется в пределах 230—250 миллионов рублей. Это одна пятая потраченных на него денег и весомых надежд на то, что эпическое кино удастся в итоге окупить, нет, если, конечно, картина вдруг не получит популярность за рубежом. Фильм Кравчука с технической точки зрения вполне этого заслуживает — правда, зарубежному зрителю лучше показывать именно «взрослую» версию. Мы же отметим, что уже вторая громкая премьера в году (первой был «Дуэлянт» – читать рецензию здесь) оказалась великолепного качества картинкой, в которую забыли вложить душу. Многолетний труд, который особенно хорошо видно в силу выбранного жанра, вряд ли войдет в историю так, как бы этого хотелось создателям «Викинга» и аудитории, все еще сохраняющей веру в российское кино. На исходе посвященного ему года очень хотелось хоть разок удивиться, но не только похвальному умению с пользой тратить бюджетные деньги. Крупные проекты — это прекрасно, но им нужны живые герои. На статуи мы вполне можем поглядеть в других местах. Основной же посыл, оправдывающий человека власти за все его отвратительные поступки оптом, и обсуждать не хочется.

Что показывают в кинотеатрах Благовещенска на этой неделе, смотрите в разделе «Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+