Зачем БАМу память о зэках

На ушедшей неделе власти Тынды распространили информацию об установке памятника первым строителям БАМа. 

Известно, что ее автором стал председатель избирательной комиссии Амурской области Николай Неведомский, на счету которого памятник казакам-первопоселенцам и бронзовая троица — пес, сорока и невозмутимый кот — на набережной Амура в Благовещенске.

Памятник строителям БАМа представляет собой композицию из тачки с грунтом, рабочих инструментов, головных уборов строителей. Подобный уже установлен на сковородинской станции Бамовская — там, где берет свое начало магистраль. Но к тындинскому варианту добавят гитару и куртку студента. По замыслу Николая Алексеевича, памятная композиция в Тынде должна символизировать связь времен — БАМ строили не только студенты, приезжающие со всего СССР, но и заключенные.

Как известно, железную дорогу в непроходимой тайге начали строить еще задолго до Всесоюзной ударной комсомольской стройки, которую в 70-е и 80-е годы прошлого века окрестили БАМ. Еще со школы я знаю, что по ветке БАМ — Тында первый паровоз прошел в 1937-м (в этом году этому событию исполняется 80 лет!). Дорогу, которая дала вторую жизнь маленькому поселку Тындинскому, строилась силами заключенных Бамлага. А во время Великой Отечественной войны рельсы магистрали были сняты и отправлены на строительство Волжской рокады, сыгравшей важнейшую роль в битве на Волге. И именно этому значительному отрезку истории в судьбе не только Тынды, но и всей страны хотят посвятить памятник.

Фото: Сергей Лазовский

В социальных сетях и на местных сайтах новость о появлении памятника и его значении вызвала настоящую истерию. Виртуальная публика разделилась на два лагеря: одни просят отказаться от этой идеи, другие, которых, увы, меньшинство — не видят в новом памятнике чего-то необычного или странного. Не буду пересказывать то, что пишут люди. Но во всех комментариях рефреном идет мысль, что БАМ строили в 70-е и 80-е, этим событием нужно гордиться, героев того времени нужно прославлять, а о том, что магистраль строили заключенные, лучше забыть. Некоторые даже называют этот период нашей жизни черным пятном.

Но, как известно история, не терпит сослагательного наклонения. Тем более знающие люди знакомы с тем, как много в то суровое время погубили ни в чем неповинных людей. Целыми семьями увозили в неизвестном направлении просто за то, что имели отличное от власти мнение. Кто-то умирал от холода и голода, кто-то — от рабского труда. В прошлом году в районе Муртыгита при вывозе грунта с одного из карьеров наткнулись на человеческие кости — наши сопки стали могилами для многих.

К сожалению, во многих из нас внутри еще сидит комплекс советского человека. На протяжении не одного столетия нам вдалбливали, что Великая Отечественная война — это парадный мундир, а БАМ — суровые и вдумчивые лица героев того времени Ивана Варшавского и Александра Бондаря. У нас даже до конца не выработалась потребность в том, чтобы восстановить историческую справедливость в дате рождения Тынды.

Может, еще не родился тот политик, но вызывает сожаление, как мы нелепо забыли, что до прихода «большого» БАМа здесь жили люди, выходила газета, работала школа, больница. Жители поселка в годы войны ковали со всей страной победу в тылу, многие ушли на фронт, имена погибших навечно высечены на памятнике погибшим землякам. Мои племянники уже давно уверовали в то, что до ноября 1975 года, когда Тындинскому был присвоен статус города, здесь была бескрайняя зеленая равнина. Но ведь еще живы люди, у которых в паспорте указано, что они родились в поселке Тындинском Джелтулакского района.

Не стоит бояться памятников, которые несут тяжелый смысл. Наша жизнь как раз и состоит из разных, порой противоречивых событий, фактов, рассуждений, оценок. И уважения достоин труд всех — и тех, кто строил БАМ в 30-е, и тех, кто возводил дорогу, города и поселки в семидесятые… Не хочу показаться банальным, но наши пословицы всегда очень точны: «Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба».

Возрастная категория материалов: 18+