Параллельный мир

Использовать для письма перо, а не ручку, зажечь свечу вместо электрической лампы, отправить сообщение с гонцом («Почтой России») или написать e-mail? Думаю, выбор первого варианта очевиден далеко не всегда. Зато, когда речь заходит о гаджетах, многие родители уверенно заявляют твердое «нет» своему чаду. 

О том, что планшеты, смартфоны и прочие мобильные устройства — вселенское зло, поглощающее внимание и здоровье детей, сегодня говорится всеми и повсеместно. Особенно, как принято считать, гаджеты вредят школьникам, у которых снижается успеваемость, портится зрение. Дети становятся агрессивными, замкнутыми и рассеянными. К таким выводам приходят взрослые, чье детство пришлось на эру черно-белых телевизоров, проводных телефонов и бумажных учебников. «Цифровые» дети по-другому мыслят, используют другие каналы информации, и потому их способ познавать мир мам и пап шокирует и вызывает только одно желание — немедленно запретить.

Как маму одного из представителей «цифрового» поколения, меня тоже волнует присутствие в жизни моего сына виртуального мира. Но это не значит, что вход в него я запираю на амбарный замок.

Между тем научная группа из Высшей школы экономики (ВШЭ) национального исследовательского университета в ходе ряда исследований доказала, что использование смартфонов и планшетов во время учебы в школе не снижает успеваемость учеников. Эксперты пришли к выводу о том, что сегодняшние дети одновременно живут в двух мирах — реальном и виртуальном. И вместо того чтобы запрещать им пользоваться девайсами, учителям следует активнее применять новые технологии на уроках. Предлагаются даже форматы эффективного обучения с помощью гаджетов.

Но дело в том, что современная система образования со всеми ее реформами и нововведениями просто не готова к тому способу восприятия информации, который выбирают наши дети. Добавьте сюда вето на планшеты со стороны родителей и их внутренние страхи перед виртуальной реальностью, в которую погружаются их дети, и потеря контакта между взрослым миром и миром детей обеспечена. Ведь консервативным взрослым порой проще запретить, чем пытаться посмотреть на мир глазами детей. Об этом же говорит руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ Анна Варга, которая вообще призывает родителей «отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся».

Как маму одного из представителей «цифрового» поколения, меня тоже волнует присутствие в жизни моего сына виртуального мира. Но это не значит, что вход в него я запираю на амбарный замок. Напротив, мы вместе находим те двери, открыв которые можно узнать много нового и интересного. Для нас цифровой контент — это прежде всего большой поток информации, которую можно использовать. Кроме того, это еще и площадка для общения с другими людьми. Общение это, кстати, чаще происходит на английском. Сначала это были короткие фразы. Со временем разговоры с носителями языка, просмотры видеофайлов, беглое чтение текстов стали привычным явлением.

Теперь на уроках английского в школе ребенку порой даже скучно становится. Кстати, на учебе покупка компьютера по случаю дня рождения моего школяра никак не сказалась. В дневнике у него по-прежнему хорошие отметки. Возможно, кто-то захочет возразить и скажет, что детская психика может оказаться не готова к сценам жестокости и насилия, на которую ребенок может случайно нарваться в интернете. Но ведь как раз для этого и нужно участие родителей. Взрослые могут не только установить программу родительского контроля или специальное приложение на гаджет своего чада, но и объяснить простые правила, которые помогут неопытному юзеру не запутаться во Всемирной паутине.

Вокруг вопроса о влиянии экранов мобильных устройств на зрение тоже много споров. Как оказалось, проблема эта несколько преувеличена. Ученые Государственного университета Огайо не так давно развенчали один из старейших мифов о том, что продолжительный просмотр телевизора или картинки в мониторе, а также чтение книг могут вызвать близорукость. Во время исследования, которое длилось в течение 20 (!) лет, эксперты наблюдали за 4 500 детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Как показали наблюдения, в котором участвовали несколько поколений людей, наибольшему влиянию подвержено зрение шестилетних малышей, у которых с раннего возраста наблюдается предрасположенность к близорукости. 

Стоит ли как можно дольше отодвигать момент, когда ребенок впервые перешагнет порог между реальным и виртуальным миром, решать родителям. При этом не стоит забывать, что взрослые и сами порой убегают от сегодняшнего дня в параллельную реальность, погружаясь в трясину соцсетей, форумов, лайкая бесконечные фото и видео. Не исключено, что отказ пойти на уступки своему ребенку, приведет к тому, что в один прекрасный день повзрослевший отпрыск отправит своих родителей в оффлайн.

Возрастная категория материалов: 18+