СМИ: Амурский НПЗ спровоцирует снижение цен на топливо на Дальнем Востоке

Еще одна российская нефтяная компания выступила с критикой в отношении строящегося в Приамурье нефтеперерабатывающего завода. Ряды несогласных с будущим Амурским НПЗ пополнила «Газпром нефть» («дочка» Газпрома), пишет РБК. Нефтяники считают, что новые перерабатывающие мощности спровоцируют избыток топливных продуктов на Дальнем Востоке и как следствие — снижение цен на них. Основные игроки рынка опасаются потерять прибыль.

В распоряжении журналистов РБК попали письма, в которых «Газпром нефть» критикует проект Амурского НПЗ. Документы был адресованы заместителю министра энергетики Анатолию Яновскому и вице-президенту «Транснефти» Михаилу Гришанину.

«Газпром нефть» («дочка» Газпрома) считает, что строительство Амурского НПЗ создаст избыток предложения на топливном рынке Дальнего Востока. По данным компании, после завершения проектов модернизации восточных НПЗ в стране Дальневосточный регион и без того будет полностью обеспечен нефтепродуктами. Речь идет о Комсомольском, Ангарском и Ачинском НПЗ Роснефти, Хабаровском НПЗ Независимой нефтяной компании и Омском НПЗ «Газпром нефти». Уже начиная с 2017 года на Дальнем Востоке ожидается профицит бензина в 1,5 миллиона тонн в год и дизельного топлива в 2,3 миллиона тонн. А к 2025 году избыток производства бензина по сравнению со спросом вырастет до 3 миллионов тонн, дизельного топлива — до 12,4 миллиона.

Традиционно на Дальнем Востоке наблюдался недостаток предложения топлива, что сказывалось на цене на заправках. Например, в феврале текущего года цены на бензин АИ-92 в Амурской области превышали цены в Омской области, где расположен НПЗ «Газпром нефти», на 10,4 % (38,48 против 34,45 рубля за литр). Дизельное топливо в Амурской области стоило на 8,71 % дороже (39,93 против 36,73 рубля за литр в Омской области).

«Маржа от продажи нефтепродуктов на Дальнем Востоке выше, чем в Центральной России. Рынок пока остается премиальным из-за низкой конкуренции, и профицита топлива на нем пока не наблюдается. Мы тоже против появления на нем еще одного завода — Амурского НПЗ. Это может снизить цены на продукцию и нашу прибыль», — сказал РБК источник в Независимой нефтяной компании.

По словам генерального директора Амурской энергетической компании (заказчик строительства Амурского НПЗ) Александра Гордеева, Амурский НПЗ не будет конкурировать с крупными нефтяными компаниями на рынке продажи топлива Дальнего Востока. «Мы выполняем распоряжение президента экспортировать в Китай не сырую нефть, а нефтепродукты», — сказал он. Гордеев подтвердил, что по итогам профильных совещаний в Минэнерго ему известно о позиции как «Газпром нефти», так и Роснефти, которую он также называет противником появления завода.

Строительство Амурского НПЗ в селе Березовка Ивановского района Амурской области недалеко от китайской границы в апреле 2016 года одобрил президент Владимир Путин. Но судьба завода стоимостью 123 миллиарда рублей обсуждается с 2004 года. Стройка должна начаться весной 2017 года, а запуск предприятия ожидается в 2019-м. На 90 % проект профинансирует китайская компания «Мэн лань син хэ». НПЗ ​ будет перерабатывать 6 миллионов тонн сырья ежегодно. В России будет оставаться 25 % продукции: 600 тысяч тонн дизтоплива, 158 тысяч тонн нефтяного кокса, 55 тысяч тонн авиационного керосина. Остальная продукция (дизтопливо и нафта) будет направляться в Китай.

«Транснефть» еще в июле 2014 года отказалась подключать Амурский НПЗ к ВСТО, сославшись на ограниченность ресурсов трубопровода. Но в феврале 2017 года бизнесмен Григорий Березкин согласился переваливать нефть для нового завода через принадлежащий ему Уярский железнодорожный терминал в Красноярском крае.

В сентябре 2016 года Амурский НПЗ подписал предварительные протоколы о намерениях по поставкам нефти на завод с двумя малоизвестными нефтяными компаниями, одна из которых — компания «Харьяга» (на 95 % принадлежит структурам бизнесмена Александра Мамута, состояние которого Forbes оценивает в 2,6 миллиарда долларов). Генеральный директор «Харьяги» Богдан Плотников в сентябре говорил РБК, что компания договорилась о поставках нефти для Амурского НПЗ в объеме не менее 1,5 миллиона тонн с 2019 года с возможным увеличением объемов в дальнейшем. Второй потенциальный поставщик на завод — компания «Туймааданефть» с месторождениями в Якутии — обещал начать поставки на завод не менее 2 миллионов тонн нефти ежегодно после 2020 года.

Возрастная категория материалов: 18+