Сорвало башню: рецензия на супергеройский фильм Сарика Андреасяна «Защитники»

«Я был бы счастлив, если бы этот фильм мне заказало правительство РФ. Тогда мне не пришлось бы искать деньги». Эти слова продюсера «Защитников» Гевонда Андреасяна неплохо характеризуют российский кинематограф как индустрию в целом, но и о «первом отечественном супергеройском кино» говорят немало. В ближайшее время мы услышим и прочитаем еще немало стенаний о «пробном шаре», недостаточном для масштабного кино бюджете и чересчур претенциозном зрителе, который должен просто взять и прийти от картины в восторг, а не искать в ней здравый смысл. Но сути это не меняет:  Сарик Андреасян снял стандартный для себя самого фильм с потрясающе глупым сценарием, ужасными актерскими работами и совершенно неоправданными амбициями.

О том, что «Защитники» станут киносериалом, который «в будущем может потеснить на рынке продукты Marvel и DC», заявляли с самого начала — первая часть должна была познакомить аудиторию с новыми супергероями и открыть перед создателями будущей франшизы широкий простор. Андреасян привык действовать наиболее прямолинейно: раз уж речь идет о «нашем ответе американцам», то и персонажи должны нести на себе отпечаток Советского Союза. Считается, что рухнувшая империя особенно эффективно противодействовала звездно-полосатой экспансии — этим можно оправдать любую мерзость вроде отвратительных опытов над людьми, результатом которых и стала фантастическая четверка представителей разных союзных республик со сверхспособностями. Создав спецотряд, СССР оперативно распался, предоставив героев самим себе: они, конечно, вынуждены быть изгоями в обычном обществе. Повелитель камней Лер пасет невразумительных коз в горах Армении, оборотень Арсус заготавливает дикоросы в сибирской тайге, а Хан, способный двигаться с невероятной скоростью, размахивая жуткого вида серпами, сражается с наркопреступностью в степях Казахстана. Лучше всех замаскировалась женщина-невидимка Ксения, которая выступает в цирке  — ее умение становиться прозрачной, похоже, ни у кого не вызывает вопросов. 

И вдруг, уже в «наши дни», Москва оказывается под ударом. Захватив столицу России, враг охватит гнусными щупальцами и весь мир. Этому приему Андреасян научился у наших западных партнеров: планета в опасности, но спасает ее одна самая распрекрасная нация. Правда, от силовиков толку мало: на Белокаменную ведет полки бывший советский ученый, а ныне полуголый культурист с волшебным пультом — дяденька сам себе чего-то там вколол, накопил силушку и создал «армию клонов» то ли на подмосковной свалке, то ли на заброшенном заводе. Танки Минобороны переходят под его контроль (при этом самолеты злодей почему-то просто сбивает) — и вот уже телеканалы буднично сообщают о захвате столицы «неизвестным врагом» и бессилии вооруженных сил страны. До такой тупости, признаем, реальное государство вряд ли бы дошло. Но режиссер рисует нам мегаполис, в котором, к примеру, нет никаких намеков на мирное население. В кадре только телеведущие, сверхлюди, военные и армия клонов. Президент и кабмин, надо полагать, заняты делами более важными, нежели отражение военной атаки на главный город страны: оборонительными действиями по скайпу руководит глава Минобороны, у которого — это же кино! — мозгов хватает исключительно на нанесение ракетных ударов по движущимся и не движущимся объектам, включая столичные небоскребы.

Хорошо, что есть проект «Патриот», которым руководит решительная блондинка Елена в военной форме и темных очках. Впрочем, во второй половине действия она сменит форму на более подходящие для жанра латексные штанишки и кожаную курточку, наплевав на субординацию. Эта смелая женщина вместе с безымянными молодогвардейцами, используя заголовки бульварных газет, собирает в кучку «защитников», чтобы дать отпор озверевшему от собственного всемогущества врагу. Повергнув в панику регулярную армию, злодей уже спиливает под корешок Останкинскую башню — это часть плана по захвату власти над ничего не подозревающим миром. Преодолев собственные комплексы (герои по очереди исповедуются Елене, которая умело делает страдальческое выражение лица), предательство высшего командного состава и отсутствие боевой практики, сверхлюди образуют непобедимую команду и ставят жирный крест на захватнических замашках так называемого советского ученого-мутанта. Звучат аплодисменты молодогвардейцев, а героям, уже было собравшимся вернуться к своим козам, макам и груздям, настежь открывают дверь в следующую серию, где они должны воссоединиться с другими Людьми Икс с пометкой made in USSR. Будет больше денег, намекают продюсеры — будет и больше супергероев. 

Бюджетные возможности, конечно, нужно увеличивать: то, что создатели картины называют компьютерной графикой, вряд ли способно кого-то и где-то «потеснить». Особенно много вопросов к полумедведю Арсусу, который потешно переставляет нарисованные ножки, порой откровенно проваливаясь в текстуры, а также к главному (и единственному, чего греха таить) злодею — он тянет разве что на босса средней руки в устаревшем шутере. Неплохо было бы и нанять настоящего сценариста на место Андрея Гаврилова, в послужном списке которого значатся только проекты братьев Андреасянов, включая душераздирающую «Мафию». Все без исключения персонажи «Защитников» разговаривают так, что веришь — над ними действительно проводили бесчеловечные эксперименты. Актеры, имена которых даже не хочется перечислять, работают под стать написанным для них диалогам, не растрачивая попусту эмоции и экономно расходуя мимику даже в самые душещипательные моменты (обычно они приходятся на вышеупомянутые исповеди). Фильм не дает забыть и о том, что все, кто причастен к его появлению на божий свет, по умолчанию лишены чувства юмора — без шуточек про борщ и тому подобное сценарий не обошелся, но от них становится скорее грустно, нежели наоборот. Герои «Защитников» предпочитают произносить деревянными голосами что-нибудь вроде «к вам пришел Виктор Добронравов» или «вы обещали, что нападения не будет».

Отечественных суперменов щадят на старте, бросая в бой против абсолютно беспомощных клонированных солдат, управляемых безмозглым «гением», пытающимся захватить мир с помощью компьютеров «Электроника». Собственно, нежелание отказываться от советского подхода проходит красной нитью через всю картину Андреасяна, начиная с титров — отлично, кстати, сделанных. Где-то там, в небесах, летает грозное наследие империи всеобщего равенства и братства — стоит ли говорить, что единственная его функция заключается в уничтожении целых городов. Россия выпавшее знамя подхватила не очень решительно, а потому и терпит поражение за поражением до тех пор, пока в дело не вступают призраки прошлого, ревущие медведем и поливающие врага пулеметным огнем. Впрочем, в рамках приличий: рейтинг 12+ не позволяет «Защитникам» пролить ни капли крови, так что противников приходится по большей части шмякать об стенку или сбрасывать с высоты. Кинокомикс оказался не таким простым жанром, как думали отважные российские кинематографисты, и словом «патриот» заткнуть все некрасивые прорехи никак не удается. Зато Андреасяны в которой раз справляются с другой задачей: выставить отечественную индустрию на посмешище, а с ней и оплативший проект на треть Фонд кино.

Смотрите  расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+