Умный в гору не пойдет: рецензия на новый фильм ужасов «Вурдалаки» с Михаилом Пореченковым

Проекту «Вурдалаки» выпало сомнительное счастье конкурировать в прокате главным образом с российскими фильмами. Причем очередные «Одноклассницы» изначально не претендовали на массовое внимание, а «Защитников» к концу уик-энда расхотели смотреть даже те, кто просто планировал поиздеваться. Лента Сергея Гинзбурга на таком фоне смотрится очень даже неплохо, не претендуя на шедевральность, но и не эксплуатируя низменные инстинкты. Авторы картины позволили себе ряд уловок: в частности, пообещали зрителю экранизацию известного рассказа Алексея Толстого и аккуратно (в отличие от братьев Андреасянов) намекнули, что снимают российский вариант «Ван Хельсинга». На выходе, конечно, не получилось ни того, ни другого — но и отвращения фильм не вызывает.

Ожидать, что сериальный постановщик Гинзбург снимет нам на 160 миллионов рублей зрелищный блокбастер, не приходилось — «Вурдалаки» вообще больше похожи на телевизионный проект, который при желании можно было растянуть серий на 10 и показывать по вечерам. От большого кино тут разве что пейзажи, стараниями съемочной группы превращенные в отличную рекламу карпатских курортов: хочется отправиться туда, невзирая на вероятность встречи с упырями. Собственно, в рекламе режиссер тоже успел поработать. Это чувствуется, в том числе, и по неуемному желанию упростить до предела все, что есть под рукой, дабы не сбивать с толку аудиторию. Несомненно, вышеупомянутый «Ван Хельсинг» тоже не отличался качеством интриги и неоднозначностью героев, но у Стивена Соммерса было 160 миллионов отнюдь не рублей, которые он успешно потратил на изображение оборотней и летучих подружек графа Дракулы, да еще и хватило, чтобы пригласить Хью Джекмана и Кейт Бэкинсейл. Гинзбургу пришлось работать с Михаилом Пореченковым и Константином Крюковым, которые никогда не хватали звезд с неба в кино, а также внучкой актера Всеволода Шиловского Аглаей и Романом Мадяновым. Работа последнего, честно говоря, затмевает собой весь остальной ансамбль, в том числе и Андрея Руденского, которому доверили роль главного упыря.

Тем, кто читал рассказ, написанный 21-летним графом Толстым, быстро становится понятно, что с фильмом у него очень мало общего: разве что деревня, монах и непосредственно нечисть — ну так это уже жанровые каноны. Отказавшись переносить действие в наши дни, создатели «Вурдалаков» вряд ли смогли бы придумать что-то новенькое в реалиях XVIII века. И вот молодой гардемарин и его ушлый слуга прибывают на будущее поле битвы, чтобы передать опальному священнику письмо о государевом прощении и позволении вернуться в столицу. Богослужителю, впрочем, не до того — он уже осведомлен о грядущем нашествии злобных сил, которым намеревается противостоять в одиночку. Неподалеку от монастыря, постепенно превращающегося в замок перед осадой, находится деревня: ее жители по традиции так страстно желают держаться корней, что даже не помышляют о переезде в менее упыризированные края. Среди них имеется девица в самом соку, в которую незамедлительно влюбляется гардемарин. Но по несчастливому стечению обстоятельств именно эта жительница деревни необходима и повелителю вурдалаков, дабы провести богомерзкий ритуал и наделить свою армию специальными способностями. А там и до захвата планеты недалеко — челюсти клацают, слюнки текут.

Стремление рисовать мировые угрозы слишком уж часто подводит кинематографистов, причем далеко не только российских — к слову, граф Толстой в своем произведении без этого прекрасно обошелся. С самого начала было понятно, что перед нами не «Другой мир», а кино с совсем другими задачами и целями. Попытка поставить на чаши весов судьбы человечества и личную жизнь одного не очень эмоционального юноши обречена на провал: зрителю быстро становится скучно и от того, и от другого. Босс-вурдалак произносит одну за другой речи, исполненные карикатурного пафоса, его противники не упускают ни малейшей возможности помолиться — все это слишком часто заменяет реальное действие. Поползновения адских сил необходимо показывать во всей их зловещей красе, а не погружать во мрак — особенно в тех случаях, когда рейтинговые рамки не позволяют отыгрываться на сценах насилия. Нападения живых покойников на людей в фильме Гинзбурга очень уж напоминают встречи советских генсеков с иностранными политиками: невнятные лобызания рассмешить способны, напугать — очень вряд ли. Облик самих вурдалаков подходит под диагноз «множественный варикоз» — понятно, что денег не хватало, но все же стоило взять ориентир хотя бы на спорный, но задорный фильм «Вий».

Постановщик старается в меру собственных возможностей, но показать, что где-то за горами существует большой мир, которому грозит опасность, не получается. Следовало бы сделать упор на ту крошечную реальность, которая воссоздана в декорациях. Вместо этого создатели «Вурдалаков» изо всех сил придают героям схематичность и однообразие. И даже единственному действительно интересному персонажу, слуге Парамону, безжалостно подрезают крылья — Мадянов только-только устраивается поудобнее в роли классического плута, как следует суровая христианская нотация, призванная объяснить, что нам такой подход не нужен. Зритель, добравшийся только до середины ведерка с попкорном, не очень настроен пускаться в теологические размышления и оценивать шансы на спасение не очень подробно прописанных в сценарии душ. Трейлеры обещали ему, что разлом будет дымить, даже если пополам треснет не мир, а отдельно взятый его кусочек. Фильм, к тому же, никак не определится со своим главным действующим лицом, что тоже не идет ему на пользу. По всей видимости, таковым является все же герой Пореченкова. Но создатели картины нарочито игнорируют его, вне всякого сомнения, важное прошлое, а в настоящем оставляют только скромный внутренний конфликт. И заключается он в том, что американский певец Джон Бон Джови именовал keep the faith.

В итоге мы получаем кино, которое не вызывает отторжения, как «Защитники», или недоумения, как «Притяжение», но и куда-то еще, кроме как на полочку с проходными проектами, не просится. «Вурдалаков» можно развивать как тему, но с другими бюджетами и актерами, а также со сценарием, который будет представлять собой нечто гораздо более осознанное. Потому как мы, конечно, только рады, что у гардемарина все сложилось в личной жизни, пусть даже ценой сожженной дотла горной деревеньки. Но зато не очень поняли, чего конкретно добивался властелин упырей, на кой черт они ему, властелину, повинуются и почему упырские планы так и не воплотились в жизнь. Вернее, наверное, в смерть. За фильм совсем не обидно, особенно если вспомнить, что получилось у создателей недавних «Ночных стражей». Но на заявленных серьезных щах Гинзбург и его соратники не сумели построить настоящий вампирский замок. А без него и боевой монастырь смотрится не так впечатляюще, как могло быть — хотя идея, безусловно, удачная. Тем не менее «Вурдалаки» можно засчитать как пробный шар, в отличие от многих других проектов, создатели которых гораздо громче вопили о том, что намереваются выбить страйк первым же броском.

Смотрите  расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+