Не по расписанию: онлайн-фестиваль кино «Дубль дв@» свел российские фильмы со зрителем

Онлайн-фестиваль отечественного кино «Дубль дв@» завершается на этой неделе. Уже в восьмой раз на площадке, организованной «Российской газетой», зритель может познакомиться с проектами, которые не добрались до широких экранов или попали в очень ограниченный прокат. Для регионов эта возможность особенно актуальна: местный кинобизнес редко проявляет интерес к фильмам, на раскрутку которых создателям не хватило денег и лояльности телеканалов. Отдельная конкурсная программа фестиваля посвящена короткому метру: организаторы пребывают в постоянном поиске новых имен.

«В России снимается более 100 игровых фильмов в год. Из них в широкий теле- и кинопрокат попадают в лучшем случае два десятка, и это не всегда самое хорошее из сделанного. Между тем за последние годы в стране было снято много картин, рассчитанных на долгую жизнь и заслуживающих ее. Наша задача — сделать их доступными для максимального числа зрителей», — говорится на сайте фестиваля «Дубль дв@». Площадку изначально не ориентировали на эксперименты и артхаус — в программу попадают серьезные, но потенциально массовые картины. Их оценивает жюри, составленное из профессионалов. В этом году в него, в частности, вошли постановщики Александр Митта, Александр Котт, а также режиссер нашумевшего в минувшем сезоне «Хорошего мальчика» Оксана Карас, которая в свое время получила путевку в большое кино именно на этом фестивале.

Право голоса есть и у публики. Каждый из попавших в конкурсную программу фильмов транслируют в открытом доступе в течение 48 часов, а после «сеанса» зритель может дать оценку увиденному по десятибалльной шкале. Так формируется рейтинг картин-участниц, а по итогам фестиваля называют обладателя приза зрительских симпатий. Ограничиваться сухими оценками необязательно: развернутые отзывы автоматически становятся участниками конкурса зрительских рецензий.

«Дубль дв@», существующий восемь лет, негласно по сей день считается неким «пробным шаром», хотя, по-хорошему, должен быть одним среди многих.

«Очень интересный формат фестиваля, очень эффективный в плане охвата  аудитории и прямой связи со зрителем. Наверное, в этом — будущее фестивальных показов. Во всяком случае, лично мне хотелось бы, чтобы Канны и Венеции демонстрировали хотя бы часть программы в онлайне. Огромное количество интересных фильмов так и остается без проката, в неизвестности, даже после больших международных фестивалей. А ведь они создаются для зрителей, без зрителя кино не существует и интернет становится мощным инструментом трансляции», — рассуждает в беседе с обозревателем «Амурской правды» один из участников VIII фестиваля «Дубль дв@», якутский режиссер Костас Марсан. Снятый им детектив «Мой убийца» получил высокий зрительский рейтинг, серию положительных отзывов и претендует на лавры победителя. 

Конкуренция, правда, высокая — формат онлайн-фестиваля вообще отличается отсутствием ярко выраженных фаворитов и аутсайдеров. В этом году за звание лучшего спорят девять полнометражных фильмов, некоторые из которых можно было увидеть в рамках кинофорума «Амурская осень». Это «Ангелы революции» Александра Федорченко, «Тэли и Толи» Александра Амирова и «Коробка» Эдуарда Бордукова. 

  

Программа «Дубля дв@» знакомит с российским кино, о котором в Европе знают больше, чем дома: к примеру, лента Михаила Местецкого «Тряпичный союз», вышедшая в свет более года назад, побывала в номинантах Берлинале, а до широких масс в родном отечестве так и не дошла. Комедия Веры Сторожевой «Сдается дом со всеми неудобствами» располагает звездным актерским составом и вполне приличным производственным бюджетом. При этом на специализированных сайтах сообщают, что в России ее посмотрели 226 человек. Картину Николая Досталя «Монах и бес», претендовавшую на главную награду ММКФ, увидело гораздо больше россиян. Но для многомиллионной страны это все равно что капля в море, тем более что до регионов фильм по большому счету так и не добрался. Мало кто слышал и о ленте Михаила Косырева-Нестерова 2014 года «Поездка к матери». И это при том, что в нем снялась француженка Адель Экзаркопулос, никому не известная в то время и мировая знаменитость сегодня. Девятым участником программы стал «Орлеан», о котором мы также писали на страницах АП.

Те, кто работает в кинематографе здесь и сейчас, понимают, что формат онлайн-фестивалей нуждается во всеобъемлющем развитии и поддержке: «Дубль дв@», существующий восемь лет, негласно по сей день считается неким «пробным шаром», хотя, по-хорошему, должен быть одним среди многих. Костас Марсан уверен, что в этой сфере особенно важно шагать со временем в ногу.

«Сегодня быстро развивается система поиска финансирования для кино в соцсетях, многие специально снимают, рассчитывая только на YouTube-канал, почти вся реклама уже ушла в интернет. В столь стремительно развивающееся время устраивать по старинке практически закрытые для широкого зрителя кинофестивали только для профессионалов и синефилов — не есть хорошо для развития самого кинематографа», — говорит режиссер.

Победителей фестиваля «Дубль дв@» назовут и наградят 13 апреля, а 14-го для аудитории сайта организуют премиум-показ картин программы. Те, кто не упустит возможность познакомиться с современным российским кино, оставшимся без места в авангарде и без громкой поддержки, вероятнее всего запишутся в постоянные участники онлайн-фестиваля. И в том, что завтра еще один (а то и не один) талант получит больше возможностей, будет коллективная заслуга. А это причастность, которую, безусловно, приятно ощутить.

Пройдя по ссылке d2.rg.ru, вы можете принять участие в онлайн-кинофестивале «Дубль дв@».

Возрастная категория материалов: 18+