Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Среди 500 пассажиров — ни одного врача

Было за полночь, но начальник поезда еще не спал. Вдруг к нему в купе ворвалась проводница: «У нас женщина сейчас будет рожать!» До ближайшей станции Миасс оставалось не меньше часа пути. Олег Чернышев по радиосвязи связался с вокзалом, попросил вызвать к прибытию поезда скорую, взял аптечку и побежал. В считаные минуты он оказался за четыре вагона, где его ждала роженица. На мокрой простыне лежала перепуганная хрупкая девушка.

— Она и сама не сразу поняла, что у нее отошли воды. Рожала впервые, к родам была не подготовлена, — вспоминает Олег Валентинович.

Начальник поезда попросил любопытных разойтись, «палату» завесили простынями, и он остался наедине со своей пациенткой. Незнакомка была в шоке и просила о помощи: рассказала, что ей 27 лет, что она долго не могла забеременеть, что в ее семье очень ждут первенца. В это же время проводники искали по всему составу медика. Среди 500 пассажиров не оказалось ни одного врача. «Возможно, и были люди с медицинским образованием, но они побоялись брать на себя такую серьезную ответственность», — уже после случившегося предполагает Олег Чернышев. Тогда в голове неопытного «акушера» всплыли прослушанные еще в начале 90-х медицинские лекции в пединституте.

— Я видел и художественные фильмы, примерно представлял, как это происходит. Конечно, в кино все красиво, стерильная палата. А здесь — плацкартный вагон, поезд в движении, состав трясет, — делится пережитым железнодорожник.

За 24 года работы на железной дороге Олег Чернышев не раз спасал людей с приступами эпилепсии, встречал психически нездоровых пассажиров, но впервые превратился в акушера.

Олег Валентинович попросил женщину глубже дышать и сильнее тужиться. В полном вагоне, где развернулся экстренный родзал, не спал ни один пассажир. «Стояла полная тишина, даже когда мама громко кричала. Никто не ходил, все ждали, чем все разрешится», — рассказывает Олег Чернышев. Мужчина не засекал время, но казалось, что оно тянется неимоверно долго.

— Я попереживал, если честно. В голове крутились разные мысли. Я же не знаю, сколько ребенок может прожить без околоплодных вод. Мне не терпелось скорее получить младенца, — улыбается он.

Наконец кроха появилась на свет. Начальник поезда разрезал пуповину и взял малышку на руки. «Мне стало тяжело на душе, лицо покрылось потом — девочка не издавала ни звука. Я мизинцем аккуратно открыл ей ротик, и она закричала», — вспоминает мужчина.

— Живая? – спросила мама малышки.

— Живая! — ответил ее спаситель.

— Девочка?

— Девочка.

Роженица провалилась в бред. А Олег Чернышев обтер младенца влажными салфетками, запеленал в наволочку из железнодорожного комплекта и укутал в одеяло. «Я же отец, поэтому обращаться с детьми умею», — рассказывает он. Новорожденная молчала, только смотрела на мужчину умными глазами. А он вспомнил, как держал на руках свою новорожденную дочь — ныне шестиклассницу. «В фильмах обычно показывают некрасивых сморщенных младенцев, а эта девочка была с гладкой чистой кожей, такая хорошенькая, волосы темные», — делится Олег Валентинович.

Около получаса новорожденную укачивали на руках начальник поезда и гул движущегося состава. Поезд прибыл на станцию, скорой еще не было. «Мы ждали врачей около 8 минут. Потом я передал ребенка медикам. Мамочку несли на носилках, она благодарила меня», — рассказывает железнодорожник. Когда герой вышел из купе, пассажиры встали и зааплодировали.

«Твой папа — настоящий папа!»

В роковую ночь Олег Чернышев не сомкнул глаз — оформлял документы о задержке поезда, списывал пять комплектов постельного белья, ушедших на роды. «Только вернувшись в купе, я заметил, что у меня все руки по локоть в крови, испачканы футболка и брюки», — рассказывает он. Олег Валентинович поймал себя на мысли, что даже не знает, как зовут женщину, с которой он пережил главное событие в ее жизни. На следующий день начальнику поезда пришла СМС из Южно-Уральской больницы. Врачи сообщили, что роды прошли успешно и ребенок абсолютно здоров.

— Я весь день думал только об этом, был счастлив, что все случилось так, как случилось. Будь иначе, наверное, всю жизнь корил бы себя, — думает он.

Уже по возвращении из командировки железнодорожник увидел свою «пациентку» в теленовостях. Оказалось, что Ирина Циплухина за неделю до запланированной даты родов решила поехать к маме в Курган, однако ребенок решил появиться на свет раньше. Малышку назвали Аревик, что в переводе с армянского означает «солнце». Спустя несколько дней после родов маму и дочку выписали из роддома.

Учитель в школе при всем классе сказала моей дочери: «Твой папа — настоящий папа!»

Сейчас друзья в шутку называют Олега Чернышева гинекологом, но не скрывают восхищения его подвигом. Ему приходят сообщения от коллег и подчиненных. «Олег Валентинович, вы наш герой!» — пишут они. А учитель в школе при всем классе сказала дочери начальника поезда: «Твой папа — настоящий папа!» За 24 года работы на железной дороге Олег Чернышев не раз спасал людей с приступами эпилепсии, встречал психически нездоровых пассажиров, но впервые превратился в акушера. Сегодня он уверен: стать для Аревик проводником в жизнь было его судьбой.

— Я не должен был ехать в эту поездку, меня вызвали внепланово! Кто знает, что бы произошло, если бы роды принимал кто-то другой! Видимо, у этой девочки хороший ангел-хранитель, — уверен он.

Удивительно, но после пережитого Олег Валентинович без мандража собирается в новую командировку. Но теперь будет внимательнее к пассажирам. «По закону я не имею права высадить беременную женщину из поезда, но могу вызвать врача, который осмотрит пассажирку перед отправкой», — отмечает Олег Чернышев. Начальник поезда просит будущих мам не рисковать своим здоровьем и еще не родившимися малышами и напоминает — в железнодорожных составах не предусмотрен медик. Специальные курсы по оказанию экстренной помощи проходят только начальники поездов.

Место рождения — поезд

В Миассе на пороге роддома Ирину Циплухину, кроме родных, встречали и железнодорожники. Кроха первой получила от РЖД свидетельство, в котором указано ее место рождения: поезд № 97 Кисловодск — Тында.

Отныне неофициальный документ в память о значимом событии будут вручать каждому младенцу, рожденному в железнодорожном составе. Специальные бланки будут храниться у начальников поездов.

 

Возрастная категория материалов: 18+