Вредные привычки: рецензия на новый триллер «Прочь» с Дэниелом Калуя и Кэтрин Кинер

Похоже, времена, когда имя Джейсона Блума во главе списка продюсеров очередного триллера или хоррора означало непременную безвкусицу, остались позади. Не успели отгреметь литавры по поводу коммерческого успеха «Сплита», как компания BlumHouse снова поколебала голливудские устои. Малобюджетный фильм «Прочь», соединивший в себе самые разные жанры — от слэшера до черной комедии — не только многократно окупился в американском прокате задолго до того, как добрался до киноэкранов России, но и вызвал шквал положительных рецензий и зрительских отзывов. Не изобретая велосипедов, режиссер-дебютант Джордан Пил сумел сделать проект остроумным и увлекательным, исследуя при этом весьма острые социальные проблемы. 

Впрочем, конечно, «исследование проблем» — это сильно сказано: создатель фильма (который смело можно назвать авторским) явно не задавался целью заниматься врачеванием либо бичеванием. «Прочь» — это в первую очередь талантливое воплощение в жизнь сюжетной идеи, которая в процессе реализации обросла всеми прочими составляющими. При бюджете в 4,5 миллиона долларов — ведь никто не гарантировал, что именно эта картина окажется на гребне коммерческой волны — Пилу в любом случае пришлось бы работать с сериальными актерами, но он, похоже, не очень-то и хотел бы приглашать на съемочную площадку звезд первой и даже второй величины. В конце концов, постановщик и сам располагает богатым актерским опытом именно в телевизионной области. На главную роль — чернокожего (это важно) фотографа Криса — утвердили британца Дэниела Калуя, который более всего известен российской аудитории по сериалу «Черное зеркало», где он крутил педали и смотрел грустным взглядом. Образ запоминающийся, и Пил не преминул этим воспользоваться. Возлюбленную Криса по имени Роуз сыграла Эллисон Уильямс — актрису узнают разве что самые продвинутые любители многосерийного кино.   

На втором плане тоже сплошь сериальные лица, из стройных рядов которых можно выделить только Кэтрин Кинер — дважды оскаровская номинантка (за «Быть Джоном Малковичем» и «Капоте») по сей день с успехом совмещает работу для широкого экрана с телевизионными ролями. Собственно, имеющегося исходного материала режиссеру хватило с лихвой — между актерами распределили вполне себе театральные функции и отправили их старой доброй дорожкой от завязки через катарсис к кульминации и развязке. Сэкономить удалось на многом: действие процентов на 85 происходит в одном особняке (по законам жанра, стоящем особняком от цивилизации), со спецэффектами возиться тоже не пришлось. В начале фильма присутствует эпизод со сбитым оленем, но сделан он так, что лучше бы подобное не видеть, к примеру, автору недавнего «Лекарства от здоровья» Гору Вербински. В целом режиссеру «Прочь» местами очень не хватает страсти к идеальной картинке и умения таковую создавать — но специалистов такого плана в Голливуде можно пересчитать по пальцам. Пил не гнушается пользоваться опытом предшественников (того же Вербински, к слову), время от времени позволяя себе выворачивать шаблоны наизнанку. Фильм вообще напоминает некий отчаянный шаг, максимальную ставку на заветное число: и эта ставка срабатывает. 

Мрачно пошутив (и заодно сделав целую гору отсылок) во вступительной сцене, «Прочь» приступает к разработке основной сюжетной линии, и до поры до времени обходится без всяких отвлекающих факторов вроде флэшбэков или второстепенных историй. Есть влюбленная пара, она — белая, он — нет. Акцент на этом делается прямо и сильно: мы едем в гости к твоим родителям, предупредила ли ты их о том, что я чернокожий — милый, да они вовсе не расисты, ни к чему эти превентивные мероприятия. На месте оказывается, что все не так уж и безоблачно. Хотя хозяева дома и их друзья раз за разом демонстрируют уважение к меньшинству (Барак Обама — лучший президент, вот на стене фото Джесси Оуэнса, а я горжусь знакомством с Тайгером Вудсом), из под благопристойной маски нет-нет да и выглянет неприятное лицо правды. Тут тебе и чернокожая прислуга в количестве двух не очень адекватных единиц, и всякие намеки, и единокровный брат Роуз, не сдерживающий своих порывов нетерпимости. Он, кстати, произносит одно из главных пророчеств в этой истории — о том, что из миролюбивого и воспитанного фотографа при желании можно сделать настоящего зверя. Как и положено предсказанию, сбудется оно самым неожиданным образом, в том числе и для того, кто его озвучил. Зритель пожимает плечами, делает мысленные пометки и не очень скоро, но обнаруживает, что всем сердцем желает Крису плюнуть на всех, прыгнуть в автомобиль и умчаться от этого гостеприимства куда подальше. 

Пил разворачивает основные орудия неспешно, позволяя публике выстраивать собственные версии происходящего, распределять роли и гадать, когда же начнется обещанный «фильм ужасов». Он, кстати, так и не начнется — «Прочь» до самых титров останется полноценным триллером с сатирическим уклоном: раньше этот жанр был гораздо популярнее, чем сегодня. Есть основания полагать, что этот проект вернет утраченную востребованность, а пока критики рассуждают, не позволит ли симбиоз выбранной темы и талантливого к ней подхода совершить небольшую (а то и большую) сенсацию на будущих «Золотом Глобусе» и «Оскаре». Сжимая кольцо — сначала в переносном, а потом и в буквальном смысле — вокруг главного героя, автор фильма не прекращает давить на мозоли современного американского общества. Хотя, если отвлечься от цвета кожи как отличительного признака, болевые точки окажутся актуальны и для многих других социальных объединений. Вот, к примеру, японец прилюдно спрашивает афроамериканца: быть таковым в наше время приносит больше плюсов или минусов? А зритель в это время прикидывает: а с такими вопросиками лезть прилично? или белому неприлично, а японец имеет право? И так все время, пока длится вечеринка старых друзей, которая, понятное дело, окажется вовсе даже никакой не вечеринкой, а куда более зловещим мероприятием. Благие намерения вроде предложения избавиться от тяги к курению с помощью гипноза обратятся в самые коварные планы: и даже сама жизнь в каком-то смысле предстанет в виде вредной привычки.  

«Прочь» достает из пыльных загашников все подряд: запертые подвалы, которым суждено открыться в самый животрепещущий момент, оленьи головы на стене, взирающие на мир жутким стеклянным взглядом, разряженные телефоны, тайные общества с идиотскими названиями. Из хорошо известных ингредиентов получается блюдо, способное как минимум удивить. Немудрено, что критики и зрители оказались в данном случае единодушны: дело даже не в глуповатом, но все же зубодробительном твисте, который Пил припасает для концовки. Картина успешно сочетает в себе все, что намерена сочетать: юмористические сценки о чернокожем братстве (которые простили бы далеко не каждому кинематографисту) уживаются здесь с жестокими эпизодами, напоминающими о безумных триллерах рубежа XX и XXI веков вроде позабытого всеми шедевра «Убей!». Благодаря этому социальная составляющая не получает возможности выйти на первый план и там закрепиться — хотя создатели ленты нисколько ее в этом не сдерживают. И, конечно, «Прочь» непременно захочется посмотреть еще раз, уже зная, чем все закончится: в этом свете многие слова и поступки будут смотреться совершенно по-другому. А это дорогого стоит. Особенно, когда речь идет о продюсерском проекте Джейсона Блума.

Смотрите  расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+