Благовещенский архитектор мечтает восстановить Шадринский собор

От исторического здания не осталось даже фундамента

Часть цокольной кладки, деталь стропильной конструкции — вот и все, что осталось от величественного Шадринского собора, который украшал Благовещенск до 1936 года. Высота храма вместе с крестом достигала 50 метров. Теперь полюбоваться красотой здания можно только на экране компьютера — 3D-модель удалось создать благодаря исследованиям амурского архитектора Валерия Сикерина. Недавно он прочитал лекцию о разрушенном соборе на чердаке Амурского краеведческого музея.

Три брата-близнеца

Если Шадринский собор сегодня можно увидеть только на редких фотографиях, то двух его братьев-близнецов время пощадило. Один из них — самый старший — стоит в Санкт-Петербурге.

— Начало строительства этой церкви Богоявления Господня — 1891 год, освящен собор был спустя восемь лет. Само здание построено по проекту гражданского инженера Василия Антоновича Косякова, который достаточно много проектировал и строил в Петербурге, — рассказал Валерий Яковлевич. — Сохранились не только здание, но и авторские чертежи, планы всех этажей.

Если раздобыть чертежи собора в Питере оказалось несложно, то с другим «близнецом» — храмом Святой Софии в Харбине возникла проблема.

Фото: Дмитрий Тупиков

— Долгое время харбинские архитекторы утверждали, что чертежи храма не сохранились, — припомнил Валерий Сикерин. — Но через несколько лет китайцы передали мне фотоснимки старых документов. Почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что чертежи сделал Михаил Осколков, который занимался строительством Шадринского собора в Благовещенске и к тому же был учеником Василия Косякова. После революции он эмигрировал в Харбин, где в 1923 году заложили третьего «близнеца».

Все эти чертежи амурскому архитектору были необходимы, чтобы с точностью воссоздать облик среднего «брата» — Шадринского собора в Благовещенске

— Главный купол собора в Питере достаточно сложный в изготовлении, малые литые купола тоже очень непростой литой конструкции, — поделился наблюдениями Валерий Сикерин. — По документам и рисункам иконостас был выполнен из очень красивого белого фаянса, но он в 30-х годах был разрушен, поскольку храм использовался как склад. К счастью, сохранились иконы из мозаики на главном входе и фасаде. У харбинского храма качество строительства было хуже, чем в Санкт-Петербурге. Кирпич крупнее и тесаный, а не лекальный, меньше внимания уделялось деталям. Думаю, что Шадринский собор по качеству кладки больше напоминал храм Святой Софии в Харбине.

Где построить храм?

Затронул Валерий Яковлевич и такую непростую тему, как восстановление Шадринского собора. Под него вроде и место выделили верное — на перекрестке улиц Ленина — Чайковского, и пожертвования собирают, а храма все нет. Все дело, как оказалось, не только в деньгах, но и в исторической справедливости. В 2010 году Валерий Яковлевич принимал участие в археологических раскопках разрушенного Шадринского собора.

Компьютерная модель Шадринского собора, сделанная Алексеем и Анастасией Конзелко, по просьбе Валерия Сикерина. 

— Нашей главной целью было определить точное место, где стоял храм, — найти его фундамент, — рассказал специалист. — К сожалению, несмотря на все усилия, сделать это не удалось. По всем признакам строители в свое время разобрали фундамент собора и из него сделали фундамент для кинотеатра «Амур».

Если в Благовещенске и восстанавливать Шадринский собор, то уже на новом месте — например, на «золотой миле», считает опытный архитектор.

— Правда, не уверен, что деньги на это в бюджете есть. Несколько лет назад строительство подобного храма при грубых расчетах обошлось бы в 450 миллионов рублей, а сейчас эта сумма выросла. Да и место, где раньше стоял собор, не самое удачное — унылые кирпичные дома, таксопарк, единственное — парк там хороший.