Звонок для учителя: рецензия на кинокомикс «Человек-паук: Возвращение домой» с Томом Холландом

Самый молодой кинематографический Питер Паркер в истории, пробный сценический выход которого состоялся в прошлогоднем капитано-американском «Противостоянии», теперь явился зрителю в первом своем сольном проекте. Фильм призван не только позволить Человеку-пауку ассимилироваться в общей для прочих героев Marvel-вселенной, но и скрасить школьникам реального мира каникулы. Российским, правда, придется обходить нелепый возрастной рейтинг 16+. Весьма инфантильный сюжет «Возвращения домой» на редкость органично уживается с парочкой неплохих актерских работ, а в целом уже второй «перезапуск» франшизы на самом деле таковым не является — особой важности в том, что за лицо на этот раз скрывается под маской, нет.

Несколько лет назад Marvel и Sony наконец договорились насчет судьбы многострадального Спайдермена — классическая трилогия Сэма Рэйми уперлась в тупик, новый взгляд Марка Уэбба оказался не таким уж и новым. Так стоявшая особняком «подростковая» история о школьнике, получившем сверхспособности благодаря укусу редкого насекомого, влилась и в без того густонаселенную супергеройскую коммуналку. Куратором нового потенциального Мстителя стал сам Тони Старк. И нужно видеть, с каким безразличием Роберт Дауни-младший исполняет эту роль в «Возвращении домой». Вернее, на это как раз смотреть и не обязательно — толку от этого чопорного шефства мало. Безумно занятый переездом в новый офис Старк педалирует мальчугана Паркера (в фильме ему всего 15) под опеку старого доброго Хэппи Хогана. Нужно это потому, что Джону Фавро сильно захотелось еще немного помелькать на экране. На деле же суперподросток предоставлен самому себе, а потому совмещает золотомедальную учебу с вечерними упражнениями по переводу старушек через дорогу. Иногда выходит не очень — и тогда из окна выглядывает кто-нибудь вроде Стэна Ли и по-старчески ворчит. Парню, понятное дело, скучно, он старается сильно не расстраивать свою сексапильную тетушку и ждет, когда же Мстителям надоест бить морды друг другу и они осчастливят подрастающую смену мало-мальским взрослым заданием.

Все это совмещается с первыми любовями и прочими пубертатными переживаниями: Том Холланд играет Питера Паркера, который отлично вписался бы в компанию из сериалов «Очень странные дела» и «Теория большого взрыва». Лучший друг у него имеет проблемы с лишним весом, зато всегда готов заняться сбором «Звезды смерти» из одного всемирно известного конструктора, а заодно играючи вскрывает любую компьютерную защиту, так как одаренный. В школе Питера вообще сплошь вундеркинды.

Поэтому даже непременный для такого кино гопник-хулиган здесь участвует в национальных олимпиадах, а дразнится так, на досуге. Тут же ошивается странная стайка женских персонажей: блондинка из школьной телестудии, девочка-гик с замашками будущего серийного убийцы и, конечно, афроамериканская зазноба главного героя. Завидев ее, вполне себе раскованный Паркер, уже окрыленный общением с главными супергероями наших дней, мгновенно превращается в стандартную размазню, которой Человек-паук просто обязан являться — уж не знаю, почему. Герой Холланда, конечно, ноет гораздо меньше, чем это делал Спайдермен в исполнении Тоби Магуайра. Перепады настроения новейшего «паучка» вообще настораживают, ведь в одиночном веселье он вполне способен дойти до уровня старшего товарища по прозвищу Дэдпул.

«Возвращение домой» снимал Джон Уоттс. Продюсеры картины явно рассчитывали на свежий взгляд, пригласив режиссера с довольно скудным резюме. В нем значатся не самый удачный ужастик «Клоун», прошедший незамеченным боевик «Полицейская тачка» и работа над «Луковыми новостями» — то есть постановщик с готовностью берется за самые полярные жанры. Уоттс сделал стандартную историю о трудном детстве очень смешной, но только в специально обозначенных местах. Остальное пространство занято шаблонами (о, пойдешь ли ты со мной на выпускной бал!) и актами весьма неуверенного противостояния, которое создатели фильма опять же позаимствовали из «Человека-паука» Сэма Рейми, вывернув наизнанку и по возможности осовременив.

«Возвращение домой» выглядит очень проходным и становится в один ряд с канувшим в Лету «Человеком-муравьем».

В результате органичнее всего в сюжете смотрится вышеупомянутая девочка-гик, потому что ей ничего и ни от кого не нужно. Спайдермен, страдающий от буйства гормонов, разрушает половину Нью-Йорка, а заодно, например, и дело жизни своего взрослого приятеля-мигранта, которому сценаристы и не подумали ничего возмещать. Его главный соперник хорош, но лишь потому, что его играет экс-Бэтмен и экс-Бёрдмен Майкл Китон, который вообще не умеет работать плохо. Впрочем, судьба Стервятника предопределена заранее: он ведь скорее добр, чем зол, так что пропадет ни за грош. 

Вся эта фоновая возня с наследием Читаури, разбросанным по округе, выглядит по меньшей мере нелепо. Обществу гораздо интереснее очередная пресс-конференция Старка, нежели бандиты, в арсенале которых имеются забавные игрушки вроде генератора черных дыр. Еще один технологичный летун теряется в мире, где туда-сюда снуют всякие Соколы и Железные человеки — поэтому Стервятник преспокойно делает свой бизнес под носом у всех этих организаций Щ.И.Т. в течение восьми лет и лишь случайно попадает в поле зрения гиперактивного подростка в красном костюмчике. Понятное дело, что впереди — Большая Угроза в лице Таноса, и уж там-то юный Спайдермен попытается развернуться во всю мощь, хотя и придется толкаться локтями со всей остальной армией хороших парней. Через пару лет же подоспеет второй сольник, где герою уже не нужно будет притворяться ботаником перед всеми подряд. Собственно, каминг-аут номер один зритель увидит уже в «Возвращении домой». Это нормально: Паркера окончательно лишили унизительной необходимости выполнять обязанности фотографа в местной желтой газетенке, он делает большие успехи в интеллектуальном развитии и очень даже неплохо будет смотреться в компании многоумного Доктора Стрэнджа, когда Тони Старк неизбежно отправится на покой.

Комикс (подумать страшно: уже 16-й в кинематографической вселенной Marvel!) по привычке назвали ожидаемым, но на фоне всего остального, что уже вышло и что запланировано только в этом году, «Возвращение домой» выглядит очень и очень проходным. Это два с лишним часа не самого дурно выглядящего развлечения, которое не сильно наскучит в том числе и зрителю, который никоим образом не тянет на целевую аудиторию. Холланд, что интересно, кривляется гораздо меньше, чем ожидалось — за это ему отдельное спасибо. Но в целом данный праздник толерантности (в принципе остается только поработать над сексуальными наклонностями тети Мэй) становится в один ряд с канувшим в Лету «Человеком-муравьем»: огонь в тесной печурке нужно поддерживать, ведь в конкурентной кочегарке начали активно махать лопатами. Кассу Спайдермен наверняка соберет — смотреть все равно больше не на что, придется взрослым мириться с обилием школьников на каждом сеансе, вспоминать собственные годы чудесные и радоваться, что даже в вымышленном мире необычайные достижения прогресса никоим образом не отражаются на буднях обывателя. Ну и давайте дождемся «Войны Бесконечности». Может, она стоит того, чем приходится довольствоваться на переменке.