Где рождается пломбир: АП побывала на производстве главного хита лета

 За экстремально душный июль один из двух местных производителей мороженого продал более 2 миллионов упаковок мороженого. Это значит, что каждый амурчанин съел 2,5 порции холодного лакомства, причем в статистику попали как килограммовые пачки, так и стаканчики и эскимо. Мерзнут ли работники на производстве ледяного продукта и из чего делают наше мороженое — читайте в репортаже.

В недели метеорекордов персоналу самого холодного цеха пришлось попотеть: трудились здесь в три смены, а чтобы поспевать развозить очередную партию товара в магазины, предприятие закупило еще два фургона-мороженщицы. Лакомство тут производят уже четверть века. Мечту своего детства — работать на фабрике мороженого — наконец‑то смог частично осуществить и журналист АП, которому посчастливилось увидеть, где рождается пломбир. 

Когда работа айс

По конвейеру беспрерывным потоком едут пустые вафельные стаканчики, их бойко расставляет оператор, а затем они из автомата наполняются нежнейшей белой смесью. В коробке около ста форм, она пустеет в ловких руках девушки за 1,5—2 минуты.

— Работаю третий месяц. Смена длится 11 часов. У каждого из нас нет отдельного, своего фронта работ, минут 40 — и мы меняемся, по кругу движемся, здесь наоборот легко! — говорит оператор упаковки Зарина Симоненко. Она же отбраковывает стаканчики, смотрит, чтобы все были цельные.

В самую жаркую неделю июля производитель продал амурчанам 750 тысяч порций мороженого, то есть почти каждый житель региона попробовал лакомство.

В смену в цехе трудятся 8 сотрудников, в пик спроса на лакомство нанимают дополнительную бригаду, как это было нынешним летом.

Всего в цехе мороженого работают 20 человек.

— Поначалу, когда люди только устраиваются к нам, съедают по 5—6 штук порций в день. Потом наедаются и кушают один-пару стаканчиков. Но равнодушных к мороженому тут нет — все его любят. А вообще никаких ограничений нет, можно есть сколько угодно, только домой брать нельзя, — улыбается главный технолог Юлия Свистун, которая сама сюда пришла работать мастером в 2005 году и до сих пор не охладела к молочному десерту.

11,5

тонны холодного лакомства весила последняя партия, экспортированная производителем в Китай, — это было прошлым летом. В целом с 2014 года было несколько крупных поставок, за границу летом уходило не более 5% продаж, зимой — около 15%. Но из‑за таможенных сложностей сейчас экспорт прекратился

Прохлаждаться в цехе некогда. Главное — набрать скорость, чтобы успевать за оборудованием.

— Смотрите, какое воздушное и уже не тает, такого вы в магазине не попробуете, — работники протягивают журналистам АП только что наполненные незастывшей массой стаканчики. Вкус, действительно, непривычный — очень нежный.

Производство мороженого в целом занимает сутки. В составе пломбира — молоко, сливочное масло, сухое обезжиренное молоко, сахар и желатин, перечисляет главный технолог. Готовая смесь проходит, говоря сложным языком, этап гомогенизации (это позволяет ей стать однородной, без комочков) и пастеризации. Затем масса созревает в огромных танках в течение 12 часов при температуре 4—6 градусов. Чтобы субстанция смогла замерзнуть, ее нужно взбить и насытить воздухом.

— Сырье поступает на фризер, там работает мешалка и идет насыщение холодным воздухом — вот почему масса такая воздушная, — поясняет этапы Юлия Свистун. — Смесь получается как взбитые сливки. У пломбира взбитость должна быть не менее 100 процентов: 50 процентов молочной смеси, 50 процентов воздуха. У нас взбитость 126 процентов. В советское время такой не было, современное оборудование намного лучше. Появляется насыщенный сливочный вкус.

Секрет стройности сладкоежек на фабрике простой — они много двигаются.

Кстати, из‑за воздушности уменьшилась и порция пломбира в стакане — раньше она была 100 граммов, а теперь 70.

После того как лакомство разлито по стаканчикам, партии пломбира отправляются на закалку в большую морозильную камеру — это и есть самое холодное место на фабрике. Здесь минус 37—35. Сюда нас не пустили, но пояснили, что внутри скапливается гигантское количество порций — около 100 тысяч. После 40 минут «криопроцедур» пломбир становится ледяным и идеально ровной формы — это поможет ему не потерять внешний вид, пока он путешествует по предприятию. Закаленное мороженое поступает на упаковочный транспортер.

20

видов мороженого выпускают на Хладокомбинате

— Самое трудное — стоять в финале, там физически тяжелее, — показывая на коллегу, склеивающую коробки с готовыми порциями мороженого, — рассказывает оператор упаковки Татьяна Берестнева, стаж работы которой на Хладокомбинате 8 лет. — До этого я работала закройщицей на мебельной фабрике. Конечно, поначалу все казалось необычным. Мороженое так и не разлюбила, и мы, кстати, никогда не простужаемся! В цехе же обычная комнатная температура. Только что поддувает при выходе из морозильника очередной партии. Но у нас иммунитет, тем более в камеру заходим лишь делать уборку, все автоматизировано.

Ящики с только что произведенной продукцией еще ждет местная «Арктика» — лакомство должно окончательно застыть, для этого его транспортируют на огромный склад, где минус 26.

На склад, где круглый год вечная мерзлота, работники заходят в теплой спецодежде. Отсюда ведется отгрузка уже замерзшей продукции.

Кстати, как отмечают производители, мороженое должно храниться при температуре 18 градусов ниже нуля. Если вы чувствуете льдистость, это значит, что продукт размораживали и снова замораживали.

«Наш пломбир — без заменителя молочного жира»

Рецептура пломбира не менялась давно, подчеркивают на Хладокомбинате. Кстати, производство мороженого здесь началось в апреле 1992 года. «У нас только ванильное мороженое с растительным жиром — мы начали выпускать его в 2015 году, его производство — как антикризисная мера, ведь есть люди, которые предпочитают покупать дешевую продукцию. В нем мы используем заменитель молочного жира, но это не пальмовое масло», — отмечает главный технолог.

Стаканчики выпекают здесь же на предприятии, в вафельном цехе. «В 90‑х годах пробовали закупать, но не понравились — были ватные, а наши хрустящие, рецептура не меняется годами. Тесто, такой же консистенции, как и на блины, заливается в формы», — поясняют сотрудники. За смену пекут 160 кг вафельных стаканчиков.

«Все закупаемое сырье для мороженого — сливочное масло, сгущенное и сухое молоко — от российских производителей: из Алтая, Башкирии, Татарстана, — подчеркивает начальник отдела маркетинга АО «Хладокомбинат» Наталья Казимирова. — А молоко используем местное». По словам местных мороженщиков, они своей продукции доверяют: «Я считаю, что наш пломбир — это и есть вкус детства, — говорит Юлия Свистун. — Постоянно пробую мороженое других производителей, какие попадаются, и практически во всех сейчас заменители молочного жира».

Рекорд не побили, но спрос на мороженое растет

Из-за кризиса планы о модернизации мороженого цеха Хладокомбината пришлось передвинуть. Последний раз здесь обновляли оборудование в 2014 году — закупили фасовочный аппарат. Новые линии позволили бы выпускать сразу несколько видов мороженого или любимый многими рожок. Впрочем, пломбир в стаканчике остается лидером в хит-параде амурчан. За 12‑часовую смену его сейчас выпускают 3,5 тонны. С уходом экстремальных температур спрос пошел на спад.

Все работники любят обычный пломбир — без наполнителей.

4

тонны — объем танкера для созревания мороженого. Всего их три 

— В первую, самую жаркую неделю июля мы продали амурчанам 750 тысяч порций мороженого, то есть почти каждый житель региона попробовал продукцию, а на прошлой, прохладной неделе — только 420 тысяч упаковок. Так что можете сами оценить влияние погоды на спрос, — рассказывает Наталья Александровна.

Надо отметить, что производитель реализует не только свой продукт, но выступает в Приамурье дистрибьютором 5 инорегиональных брендов лакомства. Поставками «чужого» мороженого на амурский рынок также занимается еще один наш производитель — фабрика «Айси», принадлежащая группе компаний «Интеграл».

Возрастная категория материалов: 18+