Взятие Берлина: рецензия на новый боевик «Взрывная блондинка» с Шарлиз Терон

Кинематографическому застою лета 2017-го был жизненно необходим какой-то культурный теракт — все эти многочисленные перезапуски и продолжения, комиксы для мамочек и детей и сомнительные ужастики изрядно утомили зрителя. Даже новое творение Кристофера Нолана не смогло как следует всколыхнуть поверхность репертуарного болотца. «Взрывную блондинку» до выхода на экраны рассматривали исключительно как женскую версию «Джона Уика», который уже дважды снискал аплодисменты публики — то есть предполагалась некая вторичность. Тем более велико удивление зрителя, который на исходе июля получил сильное, стильное, постмодернистское кино, сделанное с той потрясающей самоотдачей, которую попросту невозможно не почувствовать, находясь в зале.

Каскадер Дэвид Литч в режиссуре себя попробовал сравнительно недавно — дебютировал в том самом «Джоне Уике» на пару с Чадом Стахелски. Продюсерам понравилось: Литчу не только доверили «Блондинку» с 30-миллионным бюджетом, но и назначили постановщиком сиквела «Дэдпула», где ответственность будет повыше в силу уже заданной предшественниками планки. Вокруг графического романа (а проще говоря — комикса) Энтони Джонстона до сих пор особого ажиотажа не было, а трейлеры «Блондинки» обещали публике неудержимую мясорубку со шпионским привкусом и мрачным юмором.

Литч тасует жанры по своему усмотрению, из главной героини делает то супергероиню, то несчастную женщину, которая вынуждена одних мужиков спасать, других — догонять, а со всеми прочими мучительно сражаться.

Главная роль досталась Шарлиз Терон, которая, по собственным заверениям, готовилась к ней на протяжении нескольких лет, практиковала боевые искусства и зарабатывала в них почетные пояса. Физическая форма 41-летней актрисы действительно в полном порядке — в этом можно было убедиться и ранее на примере Фуриозы из «Безумного Макса». Сама актриса уверяет, что стала гораздо добрее после усыновления ребенка, но ярость, которую Шарлиз демонстрирует на экране, выглядит настолько неподдельной, что становится страшновато за, например, папарацци. Роли сильных женщин идут ей и в силу глубоко личных обстоятельств. Впрочем, в картине Литча актриса создает слишком разносторонний образ, чтобы его можно было охарактеризовать этим банальным словосочетанием.

«Взрывная блондинка» начинается с хулиганских титров, музыки Дэвида Боуи и убийства, которое вполне мог снять Гай Ричи, если бы взялся за шпионский боевик. В следующей сцене обнаженная Терон выныривает из ванны со льдом, как какой-нибудь Эраст Фандорин, демонстрирует зрителю следы жестоких побоев на теле и отправляется прямиком в МИ-6. Там ждет начальство в лице героя Тоби Джонса. Он будто бы никуда и не уходил со времен картины «Шпион, выйди вон». Создатели «Блондинки» вообще по мере сил вдохновлялись творческим наследием Джона Ле Карре, другое дело — как именно с этим наследием в итоге обошлись. В той же допросной восседает и персонаж Джона Гудмана — бородатый и высокопоставленный сотрудник ЦРУ. Агенту Лоррейн Бротон предстоит поведать суровым дядькам, чего такого она натворила десятью днями ранее в Берлине. На дворе 1989 год и столица сразу двух Германий все еще разделена знаменитой стеной, но сооружение, олицетворяющее собой холодную войну, вот-вот рухнет. Настроения в городе царят соответствующие, туда-сюда шныряют агенты всех вообразимых разведок, которые должны убиться насмерть, но найти важный список, где перечислены как раз они — агенты всех вообразимых разведок. Лоррейн прибывает за тем же самым, но все, как полагается, идет не так.

Вполне стандартный шпионский сюжет с его исповедями, артефактами и масками поначалу даже раздражает: устроив небольшую потасовку на старте, блондинка с лицензией на убийство не торопится пускать ее в ход. Лоррейн одевается и раздевается, посещает почти настольно-игровые локации и знакомится с ситуацией под потрясающий саундтрек — он, безусловно, является одной из сильнейших сторон картины. Дэвид Боуи, Ministry, Mariyn Manson, Nena — этим плейлистом хочется вооружить собственный плеер уже на середине просмотра.

Зрителя постепенно затягивает в этот двухчасовой водоворот звуков и образов, высокий возрастной рейтинг которого позволяет с одинаковой прямотой демонстрировать и страсть, и смерть. 

Тем временем в дело вступает Джеймс МакЭвой, который уверенно забирает статус главного голливудского и внеголливудского психопата, с одинаковой легкостью изображая опьянение, безумие или невыносимое внутреннее напряжение. «Это всего лишь игра!» — такой вот у его героя девиз. Литч, в отличие от Шьямалана с его «Сплитом», не заставляет актера размножать личности: от несерьезных альтер эго Дэвид Персиваль избавляется, как от неподходящей одежды, зато основной характер выписан безупречно. Дуэта в привычном понимании из Терон и МакЭвоя не получается: в этой истории практически нет места любви, особенно — в ее традиционном проявлении. Ну а напарниками в «осином гнезде» быть тем более непросто: доверять нельзя никому, своих мало, врагов — тьмы и тьмы.

Ближе к середине становится понятно, что не в шпионских страстях все дело: основная сюжетная линия, если рассматривать ее вне остального, грешит использованием шаблонов, нестыковками и даже неуместной мелодраматичностью, а финальные интриги способны вызвать легкое недоумение. Но это — вне: «Взрывная блондинка» берет свое именно выверенным сочетанием всевозможных приемов и ходов, образующих ту самую смесь, которая в оригинальном названии боевика обозначена словом Atomic. Литч тасует жанры по своему усмотрению, из главной героини делает то супергероиню, то несчастную женщину, которая вынуждена одних мужиков спасать, других — догонять, а со всеми прочими мучительно сражаться. Каждая новая схватка дается Лоррейн все более непросто, обильно льется кровь и хрустят ребра не только врагов, но и ее собственные — смотреть на это порой действительно неприятно. Оператор все того же «Джона Уика» и «Законопослушного гражданина» Джонатан Села часто берет крупные планы, снимает с рук, с пола, вверх ногами. Зрителя постепенно затягивает в этот двухчасовой водоворот звуков и образов, высокий возрастной рейтинг которого позволяет с одинаковой прямотой демонстрировать и страсть, и смерть. И сразу же хочется увидеть продолжение.

Литч, которому не помешает дополнительный штрих к репутации перед вторым «Дэдпулом», не пускается во все тяжкие, но вкладывает себя в проект без остатка. И потому ничто не вызывает неприятия. Даже злобные русские и озабоченные французские, литры водки со льдом и крови с мозгами, обязательные сцены с падением тела на автомобиль и автомобиля в речку и непременная сонливость политического закулисья. «Искусство это или плагиат?» — вопрошает телевизионный диктор посреди Берлина, охваченного безумием. Ответ на этот совсем не случайно прозвучавший вопрос каждый зритель даст самостоятельно, как только придет в себя. На самом деле, только за сцену жестокого мордобоя в кинотеатре, где показывают «Сталкер» Тарковского, Литчу можно присудить пару-тройку престижных наград. Хотя его Берлин удачно воплощает в себе именно ту Зону, что описана братьями Стругацкими: в нем полно опасностей и ловушек, выбраться за стену очень непросто, а артефакты приносят смерть сталкерам и беды внешнему миру. «Взрывная блондинка», безусловно, станет одним из наиболее обсуждаемых кинопроектов года: за стиль, смелость и нарочитое игнорирование некоторых законов жанра и политкорректности. Шарлиз Терон же играючи надирает все, что принято надирать, всяким там Джоли и Йоханссон. Это ее время.

Расписание киносеансов в Благовещенске смотрите в разделе «Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+