Третий не лишний: должники за тепло пойдут в банк

Амурская генерация готовится разослать неплательщикам требования о получении финансовых гарантий

Банковские гарантии придется предоставлять амурским предприятиям, которые хронически не платят за отопление и горячую воду. Филиал «Амурская генерация» АО «Дальневосточная генерирующая компания» составляет перечень недобросовестных потребителей, подходящих под критерии нововведения. Требование коснется и так называемых «неотключаемых» абонентов, которые, пользуясь своим положением, накапливают долги перед ресурсоснабжающими организациями. За кого должны поручаться банки и что дают гарантии, разбирался корреспондент АП.

В цепочке появится банк

Суть нововведения сводится к следующему — предприятия-должники обязаны предоставлять в адрес поставщика тепла финансовые гарантии. Кредитная или страховая организация выступает поручителем по оплате долгов своего клиента за потребленные коммунальные ресурсы. Энергетики рассчитывают, что эта мера снизит рост просроченных долгов за энергию.

— Для нас это дополнительный рычаг воздействия на должников, в том числе на так называемую «неотключаемую группу» потребителей, которые в силу законодательства не могут быть ограничены в потреблении тепловой энергии. Теперь же в роли гаранта выступит банк, который при наличии неисполненных обязательств по договору теплоснабжения оплачивает теплоснабжающей организации задолженность, штрафные санкции или неустойки за клиента, — поясняет заместитель директора по сбыту Амурской генерации Евгений Киреев. — По нашему заявлению банк перечислит средства, впоследствии потребитель возместит эту сумму кредитной организации, например, когда получит деньги от своих потребителей.

Поручительство банка поможет энергетикам бороться с долгами «неотключаемых» абонентов. 

Сама обязанность — заручаться финансовой гарантией — была введена для укрепления платежной дисциплины потребителей энергоресурсов еще в ноябре 2015 года (№ 307‑ФЗ). Однако разработка подзаконных актов, которые позволяют энергетикам реализовывать это право на практике, затянулась.

— Мы очень давно ждали этого инструмента. Закон был принят, но критерии, по которым определяются потребители, были утверждены лишь 4 февраля 2017 года Постановлением Правительства РФ № 139. Также необходимо учесть, что мы не могли сразу взять в расчет старые долги. Задолженность по оплате тепловой энергии, возникшая до дня вступления в силу вышеупомянутого документа, не учитывается, — отметил Евгений Викторович. — Ресурсоснабжающая организация должна в соответствии с критериями определить потребителей, которые в течение 6 месяцев периодически нарушают условия оплаты и на момент окончания этого срока являются должниками. Сейчас отведенный срок истекает, и в сентябре мы планируем разослать предприятиям уведомления о необходимости предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии. Причем мы обязаны направить их реестр также в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Перечень будет постоянно обновляться. Есть и требования к задолженности. Ее сумма должна быть не меньше двойного размера среднемесячного платежа. Немаловажно и то, что долг необходимо подтвердить вступившим в законную силу решением суда либо потребитель тепловой энергии должен признать его, уточнил замдиректора энергокомпании.

Финансовые гарантии не придется получать населению и организациям, созданным для удовлетворения потребностей граждан в жилье.

— Не распространяется эта обязанность на собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах, управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы, — пояснил Евгений Викторович. — Также исключены из действия закона потребители тепловой энергии и теплоснабжающих организаций, являющиеся казенными, автономными и бюджетными учреждениями, органы государственной власти и местного самоуправления.

Когда долги не греют

Амурская генерация практикует все меры борьбы с неплательщиками. Задолженность за тепловую энергию по сравнению с началом года снизилась.

Это произошло благодаря тому, что гасить долги начали Амурские коммунальные системы, кроме того, динамика неплатежей особенно заметна в отопительный сезон. Новый механизм поможет лишить недобросовестных абонентов соблазна нарушать сроки оплаты. В случае если потребитель проигнорирует требование заручиться гарантией, энергетики направят в федеральной орган исполнительной власти пакет документов для возбуждения административного дела. Минимальный штраф, который грозит нарушителю — юридическому лицу, — сто тысяч рублей.

Чтобы получить банковскую гарантию, потребителям придется собрать пакет документов, доказать свою платежеспособность и  оплатить эту услугу.  

МНЕНИЕ

Евгений Киреев, заместитель директора филиала «Амурская генерация»  АО ДГК: 

— По нашим расчетам, под критерии тех, кто должен предоставить банковские гарантии, попадают 7 юридических лиц из Благовещенска и Прогресса. В отношении этих потребителей мы уже в сентябре начнем применять новый метод воздействия для снижения просроченной задолженности. Хочу отметить, что все расходы, связанные с предоставлением гарантий, абоненты несут самостоятельно. Избежать получение гарантии могут те, кто полностью погасит долг за тепловую энергию. Еще лучше всегда производить платежи вовремя.

Возрастная категория материалов: 18+