В Приамурье положили начало военно-мемориальному кладбищу, где будут чтить память солдат, отдавших жизнь за мир на земле. Во вторник, 12 сентября, на семнадцатом километре Новотроицкого шоссе перезахоронили прах погибших на чужбине в Русско-японской войне подданных Российской империи. Для потомков они оставались пропавшими без вести более столетия. И всего лишь пару лет назад в Китае случайно обнаружили православный погост, погребенный под городскими постройками.
На родной земле
Они снова дома, пусть и спустя век. Солдат Российской империи похоронили в родной земле, с воинским почестями и по православным традициям. С этого дня Приамурье — родина памятника истории и место, где покоятся герои. Здесь ждут предков погибших воинов со всей страны и зарубежья.
— Согласно имеющимся данным, на православном кладбище в Китае было захоронено не менее 320 человек. По архивным документам нам удалось установить 207 фамилий. Это уроженцы большинства территорий Российской империи — более 60 регионов, которые сейчас входят в состав Российский Федерации, а также Украины, Беларуси, Прибалтики и даже Польши, — рассказал руководитель проекта «Историческая память в Приамурье» Сергей Орлов.
В 21 веке мы узнали: эти люди были захоронены в небольшом уезде Лишу провинции ДзиЛинь с 1904 по 1910 год. В середине 20-х годов православное кладбище в Китае осталось без попечения. Российское правительство прекратило существование, и деньги на содержание погоста не выделялись. «Потом эту территорию оккупировали японцы. В 40—50-е годы на этом месте уже был пустырь и началось строительство», — продолжил Сергей Орлов.
В прошлом веке прямо на костях были возведены населенные пункты. Возможно, россияне никогда и не узнали б, где покоятся их предки, не выкупи небольшой участок с заброшенным кинотеатром супруги Лю Хуэй и Тянь Цэй. В 2014 году китайская семья снесла старую постройку и на глубине 2—4 метров под землей обнаружила прах.
— Вместе с останками нашли железные православные кресты. Сначала мы не знали, кому прах может принадлежать. Но деды предположили, что, возможно, здесь захоронены русские солдаты, — рассказали супруги Лю Хуэй и Тянь Цэй.
Чета сообщила о находке в русское посольство в Китае. Невзирая на убытки, семья на полгода отложила строительство своего дома и магазина, предоставив землю поисковикам. Два года Лю Хуэй и Тянь Цэй хранили останки солдат, совершая поминальные обряды по китайским традициям. В мае 2016-го прах был передан в Приамурье. После необходимых исследований определили дату торжественного захоронения, куда была приглашена и семья из Китая. В свою первую поездку в Россию муж и жена, выполнившие историческую и гуманитарную миссию, получили награды от российского государства.
Мемориал для всей страны
Эксперты областного бюро судмедэкспертизы установили: из Китая передали прах 75 человек. «Это одна женщина и 74 мужчины от 25 до 60 лет. Останки других людей, возможно, были утеряны уже безвозвратно во время строительных работ в разные годы», — отметил Сергей Орлов. Установить, кому именно принадлежит прах, не удалось — у экспертов было слишком мало материала. Известно только, что среди погибших не было ни одного амурчанина. Тем не менее по решению тогда еще мэра амурской столицы Александра Козлова, а сейчас губернатора Амурской области похоронить соотечественников решили в черте Благовещенска. Волю поддержали на уровне государства.
К памятнику в Приамурье уже съезжаются из разных уголков страны. На церемонию перезахоронения специально прибыл общественник из Челябинской области. По архивным документам удалось установить, что на кладбище в Китае был погребен и солдат из их региона — Павел Иванович Галкин. Возможно, его прах сегодня покоится в братской могиле в Амурской области.
— Эту работу мы ведем около полугода. Мы обратились в архив и выяснили, что Павел Галкин родился в 1881 году в Златоустовском уезде Кусинской волости. Когда началась Русско-японская война, он уже был женат, имел двоих детей — сына и дочь. В ходе войны с Японией он скончался, как диагностировал врач, от сердечной слабости, — рассказал председатель челябинского отделения Российского военно-исторического общества Гаяз Самигулов.
Сегодня общественники разыскивают родственников солдата, которые, возможно, и не знают о своем предке. «Это большое дело — возможность почтить память одного из наших земляков. Да, мы не знаем наверняка, принадлежит ли этот прах именно ему. Но ведь сейчас найти его могилу практически нереально, поскольку кладбища не существует», — уверен Гаяз Хамитович.
— Я считаю, это наш сыновий долг — сделать так, чтобы все военнослужащие, участники войн, которые пали на чужой территории, покоились в родной земле, чтобы потомки могли прийти к ним и сказать спасибо. Это наш долг — проводить работу на территории Китая, находить и возвращать наших солдат, — выразил свое мнение председатель Законодательного собрания Амурской области Константин Дьяконов.
— Это важное событие не только для Амурской области, но и в жизни всей страны. Сегодня наши великие предки вернулись домой, и мы будем чтить их память на родной земле. Великий полководец Суворов говорил: «Пока не похоронен последний солдат, война продолжается». Каждым таким действием мы стараемся сделать так, чтобы война закончилась и не начиналась снова, — отметил губернатор Александр Козлов.
В Приамурье появится мемориальное кладбище
Первое перезахоронение на 17-километре Новотроицкого шоссе положит начало открытию военно-мемориального кладбища.
— Мы планируем создать в городе единое мемориальное место, которое не привязано к дате, к каким-то событиям, где смогут почтить память воинов благодарные потомки. Мы решили, что это место будет наиболее удобным. Люди, заезжая почтить родственников, будут обращать внимание на мемориалы воинов, которые подарили нам мир. Возможно, это будет грантовый проект. Но пока окончательной идеи нет, — сообщила «Амурской правде» заместитель мэра Благовещенска Светлана Яковлева.
Возрастная категория материалов: 18+