Сторож брату моему: рецензия на новый фильм «Бегущий по лезвию 2049» с Райаном Гослингом

Такой уж выдался год, богатый на продолжения историй, рассказанных нам дядюшкой Ридли Скоттом в далеком детстве. И если «Чужому» во многом не удалось вернуть зрителю «те самые ощущения», хотя живой классик снимал его сам, то канадец Дени Вильнев, которому доверили продолжить славную песнь про «Бегущего по лезвию», со своей задачей справился не в пример лучше. В сравнении с первой картиной или нет — его фильм в любом случае стал заметным событием в современном кинематографе хотя бы в силу эффективных визуальных решений. А будет ли «культовость» — говорить рано. К тому же в наши дни, как известно, такого вообще не снимают, чтобы религию вокруг возводить.

Могучий старик Скотт, хоть и отказался от прямого руководства постановкой, всю дорогу маячил за спиной Вильнева в качестве продюсера. Известно, что «Бегущий по лезвию» остается своеобразным идефиксом Ридли, который лишь недавно оставил тщетные попытки заменить в пантеоне кинофаната общеизвестную версию фильма на режиссерскую. Канадцу явно очень хотелось войти в мир человеков и репликантов так, чтобы зритель содрогнулся. Но при этом необходимо было проявлять должное уважение к предшественнику, поэтому одними только почтительными пассажами в интервью это не ограничивалось. Собственно, потому в «Бегущего по лезвию 2049» притащили пенсионера Харрисона Форда — с годами дверка, оставленная Скоттом в конце первого фильма, стала не очень пригодной для прямого использования, но и игнорировать ее было бы некрасиво. Из возвращения Декарта никто не стал делать секретов, хотя в целом этот проект стал одним из самых защищенных от спойлеров в истории: расчет был и на тех, кто-почему-то считает, что у актера Форда есть некая могучая харизма. Вильнев выделил уважаемому старцу персональное пространство в заключительной четверти картины, где тот с сомнительным успехом проверил себя на готовность к еще одной серии «Индианы Джонса», а также сделал достойный вклад в общую мелодраму, без которой тоже было не обойтись.

Режиссер затягивает зрителя в недружелюбную реальность отнюдь не в качестве эксперта по мироустройству Земли-2049, а просто предлагает там пожить.

То же, кстати, и с остальными второстепенными персонажами. Канадец расселил их в уютные квартирки нового (и далеко не дивного) мира, откуда выпускает строго по необходимости — никаких вольных прогулок. Даже Джареду Лето, герой которого тут вроде антагониста, только с замашками демиурга, не стали делать поблажек: вот тебе, пожалуйста, темный угол, можешь время от времени осуществлять театральные выходы, зачитывать пафосные монологи и творить ужасное. Или, скажем, героиня Робин Райт. Поначалу кажется, что эта гордая женщина держит в кулаке всю полицию Лос-Анджелеса, а потом выясняется, что всего лишь стакан с виски. Основное действие честно и без стеснений построено вокруг главного героя, так что Райану Гослингу приходится задействовать весь свой небогатый арсенал эмоциональных инструментов. Его персонаж-репликант (сразу, а не как в прошлый раз) носит имя К — для удобства будем произносить его как Кей, — но в отличие от своего кафкианского тезки не ждет, когда придут за ним, а сам приходит за кем надо в самый неожиданный момент. В разваливающемся на глазах мире все еще полно беглых искусственных граждан, которых старательно отлавливают, чтоб не бесили. У Кея есть летучий автомобильчик, послушный дрон, пистолет и грустный взгляд. А дома его ждет подружка в исполнении Аны де Армас, особенности которой привносят особенный шарм в начало картины.

Вильнев, затевая самый продолжительный фильм в году, с самого начала четко обозначает детективную составляющую, которая будет старательно отвоевывать жизненное пространство у той самой мелодрамы про отцов и детей, братьев и сестер. Найденные останки, архивные документы, оперативная работа в криминальных районах — вся эта околополицейская линия построена вдумчиво и внимательно, с учетом того, что государство как таковое в сценарии отсутствует напрочь. Небоскребы высятся, скопированная из фильма Скотта навязчивая уличная реклама работает, общественный транспорт ходит, отопление в дома поступает, но решительно непонятно, как это все функционирует. Режиссер затягивает зрителя в недружелюбную реальность отнюдь не в качестве эксперта по мироустройству Земли-2049, а просто предлагает там пожить. В визуальном плане «Бегущий» не просто безупречен, он вызывает неподдельный восторг и ставит новую планку, дотянуться до которой будет очень непросто. Великолепно отрабатывает и оператор, тринадцатикратный номинант на «Оскар» Роджер Дикинс, снимавший, к примеру, «Побег из Шоушенка» и «Игры разума». Вероятно, четырнадцатая попытка все-таки принесет ему награду. Не растрачивая ресурсы на множество локаций, Вильнев выжимает максимум из тех, что выбрал: создателям «Призрака в доспехах» есть чему поучиться. Ну, и цитаты — куда же без них в таком кино.

Режиссер, который до этого и «Убийцей», и «Прибытием» четко обозначил авторский почерк, в этом проекте позволяет себе некоторые вольности. Когда на экране наконец появляется Декарт, у Вильнева просыпается неплохое чувство юмора, в наличии которого зритель имел все основания сомневаться. Не забывая о том, что заложено в фундамент всей этой фантастической возни, он то вытаскивает из уютных футляров базовых (и недвусмысленно иллюзорных) американских богов, то вспоминает старый добрый фильм «Клетка», в котором человек попадал в реальность, обусловленную во многом набором культурных кодов, накопленных в течение жизни.

 Новый «Бегущий» во многом обошел картину 35-летней давности, но не успел при этом ответить на целый ряд вопросов. Пришлось даже пару поясняющих короткометражек выпустить до премьеры.

Главный герой одинаково испытывает дискомфорт и в декорациях киберпанка, и в канцелярском интерьере полицейского управления. А чтобы окончательно назвать абсурд происходящего абсурдом, снимает потрясающую сцену прохождения репликантом того самого теста из 1982 года. Видоизменив его так, что непроизвольно хочется перемотать и посмотреть еще раз. «Бегущий» время от времени нарочно сбивается с ритма, подкидывает зрителю ложные следы, достает из загашника плохих парней в духе компьютерной игры Fallout, чтобы немедленно стереть их с лица земли. И, честно говоря, все это выглядит гораздо интереснее большинства диалогов и главной загадки о том, кто тут на самом деле Избранный.

Первые два часа проходят незаметно, что само по себе странно в этом дождливом и холодном краю. Под конец Вильнев, который явно ничего на этом свете не боится, совсем замедлит шаг и даже покажет «финальную схватку», которая будто бы сочинялась для какого-то нелепого боевика. Гослинг смотрится в ней, как и положено пианисту из «Ла-Ла Ленда» — при том, что в других боевых сценах парень держится вполне уверенно. Более того, режиссер, в очередной раз перемигнувшись с продюсером, оставляет в концовке уже не дверку, а целые ворота, через которые в продолжение можно войти парадом, не мешкая на пороге. И это правильно: новый «Бегущий», да простят меня верные адепты картины 35-летней давности, во многом ее обошел, но не успел при этом ответить на целый ряд вопросов. Пришлось даже пару поясняющих короткометражек выпустить до премьеры. Что же до философского подхода, то с этим у Вильнева и Скотта есть очень много разногласий. Быть может, поэтому у «Завета» оценки гораздо ниже, чем будут у приключений агента Кея за пределами райского сада. Канадец, конечно, запасается нужным набором символов и расставляет их во всяких специальных местах, но концентрироваться на этом не считает нужным. В конце концов, в этом мире он и сам до недавних времен был лишь скромным наблюдателем. А записавшись в создатели, предпочитает не рассуждать вслух. Может, поэтому никакой культовости и не ожидается, зато кино получилось настоящее.

Расписание киносеансов в Благовещенске смотрите в разделе«Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+