Больницы и школы получили новые «газели» для экстренной медицины и автобусы

В северном поселке по недосмотру родителей таблетками отравился четырехлетний малыш. Экстренная бригада скорой помощи пять часов добиралась ночью только из Зеи до Октябрьского, чтобы оказать помощь и потом доставить ребенка в районную больницу. По словам медиков северных районов, вопрос обновления транспорта — это нередко еще и вопрос жизни пациента. Пополнение автопарка Приамурья новыми машинами скорой помощи — это всегда радость сквозь слезы. Сегодня глава региона Александр Козлов вручил  ключи от комфортабельных «газелей» с самым современным оборудованием 11 экстренным бригадам амурских медиков. Еще 11 ярких желтых пазика с надписью «Дети» умчались из Благовещенска в районные центры и села, где они так нужны для перевозки в школу ребятишек. 

Новую технику наша область наравне с другими регионами страны получила благодаря программам модернизации здравоохранения и образования. На закупку автомобилей скорой медицинской помощи по настоянию президента Владимира Путина российское правительство выделило в этом году из резервного фонда 3 миллиарда рублей.

Самые нуждающиеся в новом транспорте — это, конечно, подразделения скорой помощи отдаленных районов Приамурья.  Износ автотранспорта с учетом того, по каким дорогам приходится ездить, у сельских скорых  ускоренный — год эксплуатации идет за два. О том, насколько этот вопрос актуален для амурской медицины, можно судить по Зейскому району  — самому большому в Приамурье.

— Я, кроме того что главный врач, являюсь еще анестезиологом-реаниматологом, — говорит Дмитрий Александров. — Мы часто осуществляем выезды в села, в том числе труднодоступные. И для нас получение нового автомобиля, оснащенного современным оборудованием и готового к оказанию медицинской помощи, — это не просто  необходимость. Нам в 2015 году выделили два новых автомобиля и в 2016-м  еще один.  Но транспорт быстро изнашивается — он у нас не простаивает. Мы обслуживаем 31 населенный пункт. Расстояние от Зеи до самого дальнего поселка, где есть участковые больницы, достигает 260 километров. Такие вот расстояния! Представьте, ДТП в Береговом, есть пострадавший, а уже ночь… К сожалению, экстренные ситуации чаще всего возникают как раз в ночной период. Экстренной бригаде надо успеть к тяжелому пациенту, тут каждая минута на счету. Конечно, профессионализм врачей, фельдшеров и медицинских сестер никто не отменял, но и от своевременной транспортировки больного тоже многое зависит. Качество техники для нас очень многое значит.

Транспортная доступность — вопрос из вопросов и в Магдагачинском районе, где медики шутят: «У нас только одна хорошая дорога — федеральная трасса». Самые отдаленные от районной больницы села здесь на расстоянии 130 километров в одну сторону и за 70 километров — в другую. Как говорят водители «скорых», дома они практически не бывают. Ведь сейчас им приходится еще и транспортировать пациентов по так называемым  картам маршрутизации — больных везут в сердечно-сосудистое отделение свободненской больницы, а беременных женщин в Благовещенск. Плюс ко всему автомобили нужны для проведения выездной поликлиники по селах района. Так что машины постоянно на ходу, поэтому быстро изнашиваются. Новой машине скорой помощи рады — не то слово!

В скорой есть аппарат для дезинфекции

В новой «газели» шимановские медики готовятся к отправке домой. Осталось только получить торжественно ключи от губернатора. А пока есть пять минут для разговора по душам. 

— Таких случаев, чтобы колеса у машины по дороге отваливались, у нас, конечно, давно не было. Автопарк обновили шесть лет назад. Мы тогда получили сразу шесть «фиатов» — они все на ходу, пока работают исправно, — поделился опытный водитель Шимановской ЦРБ Сергей Ларин, которому доверили новую «газель». — Но расстояния у нас сами знаете какие. Смотришь, «плечо» 150 километров в один край…  И возим больных с инсультом, инфарктом в Свободный,  рожениц тоже в сложных случаях. Новая «скорая» еще как нужна.

Шимановцы вспомнили, как они радовались, когда пришли шест лет назад «фиаты». По тем временам оснащение казалось просто супер. Жизнь не стоит на месте. Фельдшер Татьяна Чабан радуется современной «начинке» нового автомобиля.

—  Оборудование здесь хорошее. Комплектация машины лучше, чем у нас были, — признается Татьяна Михайловна. — Есть даже детские дозаторы.  Это очень актуально, ведь мы маленьких пациентов возим издалека. А еще в комплекте имеется дезинфекционный аппарат. Вызовы же бывают разные.  Допустим, мы сейчас едем и забираем человека, который болен туберкулезом. После этого мы должны провести санобработку и потом еще в течение двух часов машина должна постоять. А если в это время поступил другой экстренный вызов, да еще к ребенку?! В таких случаях мы порой не знали, что делать. А сейчас такой проблемы не будет. Забрали больного с туберкулезом, высадили в больнице и включили аппарат. Пока мы на другой вызов едем, все сделано. 15 минут — и машина уже стерильная. 

Вспоминая, как когда-то пациентов с инфарктом возили на холодном и трясучем уазике, водитель заметил: «Эта машина и мягче, и теплее. В случае необходимости можно еще салон подогреть — есть дополнительная печка. Для больного комфортнее. И нам тоже».   

Вместо 2 часов — 30 минут 

— Хорошо, что новый транспорт пришел нам до новогодних праздников, — радуется фельдшер новой скорой для Ромненской районной больницы Ольга Лабазир. —  Самый пик вызовов скорой приходится на зимнее время. В этот период наши бригады скорой помощи в среднем выезжают к больным до 12 раз в сутки. Да и в морозы старый автомобиль плохо заводился. Страшнее всего было бы остановиться на старом поломанном автомобиле где-нибудь на безлюдной районной дороге в ночное время в 35-градусный мороз.

Радиус обслуживания у Ромненской районной больницы, где два отделения скорой помощи, — 70 км. Кроме того, больных с жалобами на сердце или сосуды везут в первичное сосудистое отделение Благовещенска, а путь занимает 2,5—3 часа. В ЦРБ всего четыре машины скорой помощи, а изношенность транспорта, по словам водителей, почти сто процентов. Из-за частых поломок на ходу постоянно были только две скорые. Как тут можно уложиться в отведенный «терапевтический час»?! К тому же в районе много гравийных дорог, по которым летом сильно не разгонишься.

Окраина региона, к сожалению, живет по тем же медицинским стандартам, что и центральные районы, сетуют медики. А условия транспортные неравные.

— Раньше из-за частых поломок в самую дальнюю точку нашего района — село Рогозовку, что в 70 километрах от райцентра — мы добирались до больного и час, и два. А теперь  на новой машине доедем всего за 30 минут, — улыбается сельский фельдшер.

Несмотря на мороз, настроение у всех было боевое. Вручая ключи от новых машин бригадам сельских скорых, губернатор Приамурья радовался не меньше самих медиков.

— Стандарты меняются, и появляются новые требования к автомобилям, — отметил Александр Козлов. — Протяженность области очень велика, а зимы суровые, и порой своевременное прибытие медиков к больному и комфортная оперативная доставка в медучреждение может сохранить человеку жизнь. На этом останавливаться не будем, скоро поступят еще автомобили скорой помощи. 

Ребята поедут в школу в тепле и с комфортом

Глава региона лично осмотрел оснащение новых машин для сферы здравоохранения. Пообщался и с водителями  «ПАЗов, которые обновили образовательный автопарк амурской глубинки. 11 автобусов поступили в амурский регион  в рамках федеральной программы «Школьный автобус».

Новый транспорт, рассчитанный на 22—24 пассажирских места, получили школы Завитинского, Ивановского, Мазановского, Октябрьского, Благовещенского, Свободненского и Серышевского районов и города Свободного. 

—  В нашей школе два автобуса, а самому старому из них 12 лет, — обеспокоена транспортной проблемой Ольга Бахтина, директор Сычевской школы  Свободненского района. — Мало того что автобус постоянно приходится чинить, там еще и печка плохо работает. Конечно, в салоне зимой бывает очень холодно. А ведь дорога не ближняя, некоторым детям приходится ехать до школы 28 километров. Конечно, новый транспорт нам более чем необходим. 

Водителю из Сычевки Михаилу Ереме опыта вождения не занимать, за рулем более сорока лет.  Автобус школьный, на котором он возит детей, сельская альма-матер получила  в 2006 году.

— Износ приличный. Видимо, раньше его эксплуатировали не очень, и к  тому же дороги у нас какие — чистый гравий.  Асфальта нет. Мы возим 16 ребятишек из села Гуран, которое относится к нашему сельсовету. Плюс постоянно выезжаем на все соревнования, на все олимпиады.  Транспорт задействован постоянно. Этот автобус комфортный, с выдвижной ступенькой. Удобно подниматься, а главное — он теплый.