Нефтепровод без авралов: новая нефтеперекачивающая станция заработала в Приамурье

«Восточная Сибирь — Тихий океан» завершает строительство

На Дальнем Востоке завершается один из самых масштабных инвестиционных проектов последнего десятилетия. В течение двух лет вторая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» выйдет на проектную мощность. Пропускная способность нефтетранспортной системы достигнет 50 миллионов тонн сырья в год. Для этого необходимо строительство станций расширения нефтяного грузопотока. Один из таких объектов введен в эксплуатацию на территории Архаринского района Амурской области.

Куда Родина пошлет

Жизнь нефтепроводчика сродни военной. Тимур и Марина Юмачиковы приехали в Амурскую область из Тюмени полтора года назад. Уже в который раз собрали ребятишек, чемоданы и приняли ставшее традиционным непростое решение. Она — мама четверых детей, он — глава большого семейства и начальник новой нефтеперекачивающей станции НПС-29. География их переездов — это география российских нефтепроводов. Для Тимура архаринская нефтеперекачивающая станция уже шестая по счету в карьере. Жизнь по принципу «Куда Родина пошлет» сродни привычке. 20 декабря НПС-29 начала отсчет первым нефтяным тоннам, а он помнит ее возведение с самого фундамента.

— Конечно, переживали, — не скрывает эмоций Тимур. — Место совершенно новое, край для нас неизвестный. Когда первый раз в Архару приехал, специально ходил по улицам, разговаривал с людьми. Амурчане очень доброжелательные, здесь несколько общеобразовательных школ, музыкальная школа, спорткомплекс. Все возможности для воспитания детей есть, значит, надо засучивать рукава и работать.

Старшая дочь Юмачиковых — будущий педагог, учится в университете, младшему сыну полтора года. Почти у всех детей в документах разные места рождения. Однако сегодня в большой семье долгожданное ощущение стабильности. Строительство ВСТО завершается, им самим дали просторную квартиру в новом доме. Хорошая возможность остановиться и понять, что главное место в жизни уже найдено.

У детей Юмачиковых в документах разные места рождения, но родной дом они обрели в Архаре.

— Если у мужа работа такая ответственная, куда же мы денемся? Конечно, мы за ним хоть на край света, — смеется Марина. — Сейчас нам уже нет смысла куда-то вновь собираться. Квартира хорошая, теплая. Теперь хочется спокойно пожить, да и Тимуру поработать в нормальном режиме, без авралов. Пока НПС строилась и наш дом возводился, мы даже толком не видели ничего. Не до того было. Конечно, сильно загадывать нельзя, но мне кажется, мы в Архаре надолго. 

Шестнадцатиквартирный дом для работников НПС-29 — уже 17-й по счету в зоне ответственности районного нефтепроводного управления «Белогорск» ООО «Транснефть — Дальний Восток». В числе новоселов не только сотрудники, прибывшие из других регионов. Служебные комфортные квартиры по традиции предоставляются и местным специалистам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Немаловажный фактор —  с учетом того, что девять из десяти работников подобных предприятий именно амурчане. Впрочем, на своих и чужих здесь никто никого не делит.

— Теперь вы все жители Архаринского района и поселка Архара, — отметил на торжественном открытии дома глава района Дмитрий Лукьянчук.  

По принципу одной кнопки

Заинтересованность муниципалитетов и региональных властей в развитии нефте-транспортной инфраструктуры вполне закономерна. Только НПС-29 дала району порядка сотни рабочих мест.

Нефтеперекачивающая станция в Архаринском районе стала девятой по счету в системе второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Ее задача — поддерживать давление на участке между НПС-27 (поселок Екатеринославка) и НПС-30 (город Облучье в ЕАО). Кроме того, в декабре этого года началось применение противотурбулентных присадок — специальных растворов, которые снижают трение нефти в трубе. Благодаря таким мерам мощность нефтепровода увеличится с 36 миллионов тонн до 38 миллионов тонн в год.

Запуск НПС-29, ее отключение и изменение режимов работы производится по принципу одной кнопки. Мозг НПС-29 —  операторная. Внутри — мощные серверы и несколько мониторов. Дежурный оператор станции ввел новый объект ВСТО-2 в эксплуатацию вполне спокойно и буднично — при помощи компьютерной мыши.   

Дежурный оператор станции ввёл новый объект ВСТО-2 в эксплуатацию вполне спокойно и буднично — при помощи компьютерной мыши.

— Микропроцессорная автоматика дает возможность дистанционно контролировать параметры работы магистрального нефтепровода, включая сейсмическую активность. В случае ощутимых подземных толчков или других внештатных ситуаций автоматика может самостоятельно остановить движение нефти, — поделился оператор Анатолий Зяблов.

— Для поддержания давления в трубопроводе предназначены четыре насосных агрегата. Производительность каждого — 5145 кубометров в час. Пока в работе один — так положено по специально рассчитанным режимам перекачки. Одновременно в работе могут находиться только три насоса — один всегда в резерве. В случае необходимости переключение агрегатов будет происходить без остановки технологического процесса. Это значит, что транспортировка нефти будет проходить без сбоев в любых условиях, — отметил главный инженер РНУ «Белогорск» ООО «Транснефть — Дальний Восток» Антон Шендеров.

Без хлора и ила

Всеобъемлющая безопасность — еще одна характерная черта нефтеперекачивающей станции. В равной степени это касается как жизни и здоровья людей, так и экологии. Причем ответственность за охрану окружающей среды гарантирована на высшем государственном уровне. Очистные сооружения НПС-29 возведены в рамках трехстороннего соглашения между Минприроды РФ, Росприроднадзором и ПАО «Транснефть».

— Качество бытовых сточных вод после очистки соответствует требованиям природоохранного законодательства. Они не несут угрозы для водоемов рыбохозяйственного значения, — подчеркнул руководитель управления Росприроднадзора по Амурской области Вячеслав Горячев. — В Приамурье действуют 52 станции биологической очистки. Данный объект является одним из самых передовых по уровню работы и оснащению. Здесь самое современное оборудование.

Картинка увеличивается по клику

Как отметил начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования ООО «Транснефть — Дальний Восток» Леонид Тубольцев, очистные сооружения НПС-29 также работают в автоматическом режиме. При этом предусмотрено 9 стадий очистки воды. Благодаря подобной многоступенчатости удаляется все —  начиная с грязи, песка, ила и заканчивая бактериями. Отработанная техническая вода проходит через целую систему кварцевых и угольных фильтров. В завершающей стадии в работу включаются ультрафиолетовые лампы.

— Ультрафиолет — самый современный, экологически безопасный способ удаления микроорганизмов. Он позволяет обходиться без применения хлора, — добавляет Леонид Анатольевич.

НПС-29 оборудована также системой пожаротушения, которая может срабатывать как в автоматическом режиме, так и в ручном.

— Система построена таким образом, что риск пожара очень маловероятный. Однако тренировки проводим еженедельно, оборудование также проверяется регулярно, — комментирует начальник службы пожарной безопасности Евгений Крамаренко.

Предмет особой гордости — уникальный пожарный автомобиль. Автоцистерна сконструирована специально для использования на объектах нефтетранспортной системы. Машина максимально приспособлена для работы в условиях низких температур. Насос повышенной мощности позволяет подавать огнетушащую смесь со скоростью 70 литров в секунду.

МНЕНИЕ

Роман Ковалев, генеральный директор ООО «Транснефть — Дальний Восток»:

— НПС-29 — это первая станция, которую мы построили в рамках расширения пропускной способности второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». К началу 2020 года аналогичные объекты планируется возвести в районе Тыгды Магдагачинского района (НПС-23), райцентра Серышево (НПС-26), в поселке Смидовичи Еврейской автономной области (НПС-32). Также запланирована масштабная реконструкция НПС-27 в райцентре Екатеринославка. Там предусмотрено строительство резервуаров для хранения нефти объемом 100 тысяч кубометров. Кроме того, будет произведена модернизация существующих НПС-34 в Хабаровском крае и НПС-41 в Приморье. Все это позволит поднять пропускную способность нефтепровода до 50 миллионов тонн нефти в год. Налоговые отчисления в региональный бюджет будут расти. С вводом одной только НПС-29 они увеличатся на 100 миллионов рублей в год.