Замороженный экспорт: амурское мороженое не может прорваться к китайскому потребителю

Китай переживает бум российского мороженого. Так, только одна вологодская фабрика в ближайшее время собирается поставить в Поднебесную партию в 64 тонны. Пользуется успехом холодное лакомство и из Томска. Десерт из России ценится у наших соседей за натуральность и вкус. Однако для амурских производителей, несмотря на высокий спрос, китайский рынок остается по‑прежнему недосягаем. Даже если амурские эскимо и пломбир в стаканчиках попадают в Китай, то не дальше провинции Хэйлунцзян, и в основном небольшими партиями, которые туристы в большинстве везут «для себя».

В Китай не отправили ни одного стаканчика

По данным Благовещенской таможни, в прошлом году из Амурской области в Китай вывезли чуть больше 76 тонн мороженого на сумму 285 тысяч долларов США (по нынешнему курсу около 16,5 миллиона рублей). Статистика ведомства говорит о том, что амурские тенденции расходятся с общероссийскими. Если в целом по стране отмечают рост экспорта мороженого в Китай, то в Приамурье за три года вывоз снизился почти в 2,5 раза.

— Ни одного нашего мороженого в прошлом году мы не отправили в Китай, — рассказала АП начальник отдела маркетинга благовещенского Хладокомбината Наталья Казимирова. — Последний раз поставка по международному контракту была летом 2016 года. С ней были очень большие сложности на таможне, причем на китайской. С трудом наши иностранные партнеры договорились его переправить. После этого они перепугались — и на этом все. 11 тонн товара очень долго держали на границе. Представляете, что такое фура мороженого летом?

Такая же ситуация и у другого производителя — компании «Интеграл». Последний раз, да и то единичные, поставки в Китай были около двух лет назад. По словам местных компаний, если их мороженое и попадает за Амур, то через дистрибьюторов или частных лиц, то есть туристов. «Люди провозят мороженое через границу как бы для себя. Иногда у нас запрашивают чуть больше сопровождающих документов — и тут мы можем только догадываться, что это идет на экспорт», — добавляет Наталья Казимирова.

Стена на пути мороженого

— Официального экспорта амурского мороженого в Китай у нас нет. Его везут в основном серым путем через пассажирскую таможню и преимущественно зимой, чтобы товар не растаял, — делится наблюдениями дистрибьютор Владимир Михеев, компания которого несколько лет занимается поставками российских продуктов питания в КНР. — Спрос на наше мороженое есть в Хэйлунцзяне, и дальше этой провинции оно не уходит.

18,5

тысячи тонн составил российский экспорт мороженого за 11 месяцев 2017 года, по данным портала «Экспортеры России». Крупнейшими покупателями стали Казахстан, Украина, Монголия, Китай, Германия и Белоруссия. Российское мороженое попробовали в Таиланде, Сенегале и Вьетнаме

По словам предпринимателя, несколько лет назад один из местных производителей мороженого обратился к ним с предложением стать их дистрибьютором в Поднебесной. Задача оказалась трудновыполнимой. Китай предъявляет требования к этому продукту намного более высокие, чем Россия.

Амурские производители считают, что КНР намеренно воздвигает стену на пути российского мороженого за границу, чтобы стимулировать свои фабрики мороженого. 

— Мы заметили, как в последние годы поменялся тон гостей из КНР, которые приходили к нам на предприятие. Сейчас они говорят нам: «Давайте откроем совместное производство, давайте вы нам передадите технологию с возможностью производства на нашей территории», — рассказывает Наталья Казимирова.

Ретро не пользуется спросом

Как объясняют производители, чтобы успешно занять рынок в Китае, им необходимо его изучить: узнать вкусовые пристрастия и придумать новую упаковку.

«У нас в моде обертки в ретростиле, а они, как правило, светлые, в пастельных тонах. У китайцев это считается блекло. Они любят яркую упаковку, например, как у «33 пингвинов», «Сникерса», «Марса» или «Баскин Роббинса». У нас партии мороженого относительно небольшие, мы не можем для них специально производить продукт в яркой упаковке», — рассказали АП в компании «Интеграл», которая производит более 20 наименований мороженого.

К слову, холодный десерт из России — один из самых популярных подарков в Китае. Амурчане везут его в качестве презента своим китайским друзьям и партнерам, вероятно, следуя примеру Владимира Путина, который подарил коробку лакомства председателю КНР Си Цзиньпину на саммите G20 в 2016 году.

Тонны мороженого завезут в Поднебесную из Вологды и Томска

Успешнее на китайский рынок продвигаются крупные российские фабрики. Так, из Вологодской области в ближайшее время в КНР отправят десять контейнеров с пломбиром и фруктовым сорбетом — это 64 тонны. Десерт будет идти в бумажных стаканчиках с этикетками, переведенными на китайский язык. Еще один производитель, наладивший поставки в Поднебесную, — ООО «Интеропт» из Томска, который более известен по торговой марке «33 пингвина». В конце прошлого года компания открыла свое представительство в Шанхае.

МНЕНИЕ

Екатерина Киреева, заместитель министра внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области:

— Наши производители мороженого состоят в реестре экспортеров. И в этом году мы их уже зовем на несколько международных выставок. Если необходима помощь в поиске китайских партнеров, то мы готовы ее оказать. Если наши экспортеры, и это касается не только мороженого, выезжают на выставки, то государство им компенсирует расходы. То есть у наших производителей есть возможность выехать на специализированную выставку в Китае, возможно, даже в формате дегустации, и провести переговоры с потенциальными партнерами. Ближайшие крупные выставки продуктов питания пройдут в Харбине и Шанхае. Если наши производители мороженого серьезно хотят загрузить свои мощности на экспорт, то им в перспективе необходимо как минимум думать о регистрации торговой марки в Китае. Здесь мы тоже готовы оказать помощь, как в виде консультаций, так и частичного возмещения расходов.