Говорил мне хан: сериал «Золотая Орда» стартовал на Первом канале

Создатели определили жанр многосерийного фильма как фэнтези

Отечественные кинематографисты продолжают исследовать стародавние времена и при этом все охотнее удаляются от использования в сюжетах реальных событий. Это вполне закономерно: происходившее много столетий назад не очень-то поддается даже профессиональному анализу, что уж говорить об индустрии развлечений. Создатели сериала «Золотая орда», первые серии которого показали на Первом канале, заведомо открестились от прилагательного «исторический», определив жанр многосерийного фильма как фэнтези. Антураж, конечно, взяли хорошо знакомый, но и персонажей, и события придумали. От критики это не спасет — у проекта полно проблем, вовсе не связанных с бережным отношением к истории Древней Руси.

Работа над сериалом от задумки к премьере велась пять лет. За это время российский фильмофонд заметно пополнился схожими по тематике произведениями, так что зрителю есть с чем сравнивать. Режиссером выступил Тимур Алпатов, в послужном списке которого достаточно телевизионных проектов, самым известным из которых можно назвать «Глухарь». Сценарий написала Ольга Ларионова. Ее портфолио («Склифосовский. Реанимация», «Папа для Софии», «Старшая жена», «Алтарь Тристана» — Прим. ред. ) объясняет неприкрытую «женскую» направленность «Орды», особняком в нем стоит разве что нашумевшее «Притяжение», где она являлась только соавтором. Добавим в список еще одного многоопытного телевизионщика по имени Морад Абдель Фаттах, вставшего за камеру — и в принципе станет понятно, что продюсеры с самого начала не собирались хватать звезды с неба и переписывать историю. Результатом должна была стать вовсе не отечественная «Игра престолов» — гораздо больше для аналогии подходит какой-нибудь «Великолепный век» с элементами «Роксоланы» и произведений Анн и Сержа Голон. То есть берем жестокое время и разворачиваем в нем несколько любовных линий, не очень старательно прикрыв их военно-политической ширмой. Остальное, по замыслу авторов, должны вытащить на себе актеры, помещенные в красивые, но экономно созданные декорации.

Состав исполнителей в «Золотой Орде» действительно не самый слабый: Александр Устюгов в роли великого князя  Ярослава (непохожего на Ярополка из «Викинга»), Юлия Пересильд, Борис Каморзин, Сергей Пускепалис. Впрочем, на поверку оказывается, что по-настоящему выдающихся актеров в списке совсем немного. И именно вокруг их персонажей строится основное действие, тогда как всем остальным отводится роль условных русичей и условных монголов. Запомнить, кто есть кто, как это часто бывает в таких случаях, очень непросто: перед глазами слишком много похожих друг на друга людей в доспехах и на лошадках. Впрочем, это вряд ли потребуется в дальнейшем.

«Золотая Орда», продолжение которой уже анонсировали на специализированных сайтах, рассчитана больше на домохозяек, чем на любителей истории.

Внимание постановщика отчетливо приковано не к князьям и ханам, а к женщинам, которых они то выбирают в жены, то привозят друг другу в дар. Все присутствующие для простоты понимания говорят на современном русском языке, а для хоть какой-либо аутентичности используют довольно комичный пафос и перестановку слов в обычных предложениях. Первую серию Алпатов вообще снимает так, будто не хочет, чтобы пилот получил продолжение. Публика видит набор коротких и лишенных всяческой детализации сценок на уровне любительского театра — «те же и князь». В дальнейшем действие все-таки переносят на открытые пространства, что идет проекту на пользу.

Создатели «Золотой Орды» постарались где-то построить, а где-то нарисовать гораздо более правдоподобные, нежели в том же «Викинге», населенные пункты. Впрочем, в них на этот раз все не чересчур загажено, а чересчур прилизано. Тем не менее Русь в сериале не выглядит местом, где можно запросто собрать 40 тысяч боеспособных мужиков и отдать хану для войны с другим, конкурирующим ханом. Отношения между двумя народами вообще просматриваются не очень отчетливо. Вроде бы Великий хан Берке давно показал соседям силу и мобилизацию воинов должны организовать без излишних раскланиваний, но он отправляет к князю посла. А Ярослав, стало быть, должен оперативно решить — оставить города русские без защитников и работников или начать войну.

Сцена отъезда в Орду Устиньи способна выжать слезу из многих. Актриса Пересильд вообще умеет вогнать зрителя в депрессию, а здесь и людей добрых на коленях умоляет, и бога о скорой смертушке просит

Посол, что характерно, является озабоченным в сексуальном смысле, не сводит с русских женщин глаз и при любом случае норовит какую-нибудь из них уволочь в Орду или хотя бы в ближайшее помещение. Как ему удается при этом заниматься государственными делами — не очень понятно, да и сам дипломатический процесс больше похож на серию походов в ресторан за счет принимающей стороны. Владыки Руси, понятное дело, на тайных советах собачатся: каждый хочет на место Ярослава, а на посылаемых на убой в чужие края мужиков всем, естественно, наплевать.

Зато сцена отъезда в Орду Устиньи, жены младшего брата Ярослава, способна выжать слезу из многих. Актриса Пересильд вообще умеет вогнать зрителя в депрессию, а здесь и людей добрых на коленях умоляет, и бога о скорой смертушке просит. Параллельно во владения Великого хана отправляются и другие герои. Это местная Шурочка Азарова, остригшая шикарную косу и переодевшаяся в воина в надежде найти мужа, мобилизованного татаро-монголами в прошлый призыв. Это ее дядя, которому выпала роль Санчо Пансы. Это, наконец, молодой художник-иконописец, который жизненно необходим хану для прикладных искусств.

Создатели сериала «Золотая Орда» заведомо открестились от прилагательного «исторический», определив жанр многосерийного фильма как фэнтези.

В оставшихся 14 сериях действие явно будет метаться из одной точки в другую, как в вышеупомянутой «Игре престолов» — правда, по вымышленному Вестеросу зрителю путешествовать гораздо интереснее, чем по заново вымышленной Евразии. Остается надеяться, что буйные родственнички не прикончат слишком быстро князя Ярослава и не оставят публику тем самым без одного из самых интересных персонажей этой истории. Великому хану Берке, уже страдающему опийными галлюцинациями из-за постоянной необходимости в анестезии, явно долго не протянуть — несложно предугадать, что любвеобильный посланник постарается воспользоваться этим, чтобы повысить собственный статус.     

«Золотая Орда», продолжение которой уже анонсировали на специализированных сайтах, рассчитана больше на домохозяек, чем на любителей истории или книжек про Волкодава. Опрошенные журналистами эксперты уже разнесли в пух и прах достоверность сериала — оговоренная «фэнтезийность» сюжета для них явно не явилась аргументом. Кому-то не понравится, что русские снова не способны договориться друг с другом даже в беде, кто-то снова скажет, что татаро-монголы вовсе не были бездушными убийцами, а очень даже насаждали государственность и во многом повлияли на развитие древней Руси. Продюсеры вряд ли сильно расстроятся. Главное, чтобы слегка запоздавший подарок к 8 марта по достоинству оценили его адресаты. А для защитников Отечества у нас тоже снимают достаточно.

Возрастная категория материалов: 18+