Город гипермаркетов, такси и активных пенсионеров: Благовещенск глазами амурского москвича

Вытравить Амурскую область из сердца понауехавших сложно, да и слово «вытравить» как-то не слишком подходит — все равно ведь живешь на два часовых пояса, ищешь в Москве настоящую китайскую кухню и называешь холмы сопками. Амурская область встречает знакомым морозом и незнакомым Благовещенском, гуляя по которому после долгого отсутствия, только и успеваешь говорить: «Вау!» Понять особенности столицы Приамурья намного проще, когда за плечами остались поездки по десяткам российских городов. С одной стороны, Благовещенск похож на другие приграничные города, на стыке нескольких культур: например, Гродно, Выборг или Псков, с другой — город имеет неповторимую внутреннюю динамику и множество бытовых особенностей, которые могут быть не так заметны изнутри. Сергей Становкин, бывший амурчанин и журналист «Амурской правды», а ныне руководитель в штаб-квартире одного из федеральных операторов мобильной связи в Москве рассказал, как изменился Благовещенск за пять лет. 

Пустые торговые центры в центре города

Воскресный визит на Амурскую ярмарку, честно признаюсь, вызвал оторопь — в коридорах пустота, единицы посетителей и скучающие продавцы. Похожая история в «Меге» и «Хуафу». Совсем другая картина в «Самбери» и «Островах». Очевидно, трафик покупателей и вместе с ним поток денег сильно перераспределился. Следствие — пустующие места, снижение арендных ставок и вопрос о будущем мастодонтов амурской торговли. Про избыток площадей для торговли в Благовещенске говорили и десять лет назад, но теперь торговых центров стало радикально больше, а количество жителей региона уменьшилось. Нельзя сказать, что проблемы рынка коммерческой недвижимости в Благовещенске уникальны, но контраст с картиной даже трехлетней давности впечатляет.

Резюме: если тренд сохранится и в «Островах» к уже существующим кинотеатру, концертной площадке и ресторанному кластеру добавятся новые развлечения, что случится с мастодонтами рынка коммерческой недвижимости, например, через 5 лет?

Made in Приамурье

Представьте картину: жемчужина Золотого кольца России город Владимир. В огромном сетевом магазине ютится холодильник с местными продуктами, на сосисках и колечке колбасы ярлык «Покупай владимирское». Притом что во Владимирской области множество местных производителей, на полках сетевых магазинов их продукция выглядит по-сиротски на фоне товаров федеральных брендов. В Благовещенске все наоборот — витрины с молоком, мясом и колбасой ломятся от амурских товаров. За последние пять лет ассортимент амурских продуктов заметно вырос — появились новые производители сыра тофу, мясопереработка в Чигирях и Крестовоздвиженке, а в супермаркетах теперь лежит колбаса агрофирмы «Партизан».

Резюме: даже в крупных городах за Уралом в магазинах доминируют крупные бренды, а местные товары можно найти с трудом, в то время как в Благовещенске в магазины без молочки БМК, колбасы «Амурского бройлера» или печенья «Зея» просто перестанут ходить.

Азиатское меню и местные специалитеты

45

кафе китайской кухни работает в Благовещенске, по данным управления потребительского рынка города на 2016 год

В городах Черноземья России невозможно найти ни китайских кафе, ни корейских специй. Да что Воронеж и Белгород, даже в Москве добыть маласянь, кимчи и пиво «Харбин» сродни квесту, зато в Приамурье даже в сельском магазине на полке рядом с майонезом будут стоять четыре вида китайского соевого соуса и кунжутное масло. Амурчане хорошо разбираются в азиатской еде и приправах, поэтому в супермаркете у дома никого не удивят ни пять видов сыра тофу, ни свиные уши, а газированный молочный напиток «Милкис» можно купить даже в киосках. Похожая ситуация и в общепите — даже в стритфуде есть специалитеты, уникальные блюда, которые не встретишь больше нигде. Например, хот-доги с морковью че.

Резюме: амурчане привыкли, что все это легкодоступно, и воспринимают это как норму, хотя на самом деле смешение русских и азиатских кулинарных традиций — специфика Приамурья и юга Дальнего Востока, которой очень не хватает в другой части страны.

В магазины Благовещенска без «молочки» БМК, колбасы «Амурского бройлера» или печенья «Зея» просто перестанут ходить.

Амурское такси

Такси в Благовещенске теперь можно смело назвать феноменом, который не похож ни на Москву, ни на старый Благовещенск. Уберизация, когда, поставив приложение Яндекса или такси «Везёт», ты можешь стать таксистом на несколько часов, родила новую реальность в Приамурье. Теперь все меньше причин ездить на общественном транспорте — даже родители уже отправляют детей в школу на такси, и при цене поездки в 80—100 рублей частота использования этого вида транспорта намного увеличилась. Но сервис в таком такси отсутствует как понятие. Типичным таксистом в Москве мне видится услужливый мигрант из Средней Азии на новом Hyundai Solaris, в Благовещенске — суровый паренек на убитой Toyota FunCargo.

Резюме: Судя по сотням или даже тысячам такси на дорогах, в Благовещенске появился огромный сегмент рынка труда с доходом 1,5—2 тысячи рублей в день, и не таксует сегодня только ленивый.

Экспансия федеральных сетей

Coffee Like, «Додо Пицца», «Шаурма», «Яндекс.Такси», «МВидео», «Эльдорадо», «Л'Этуаль», «Самбери» — список появившихся за последние три года сетей можно продолжать. С одной стороны, приход федеральных сетей, уже освоивших миллионники и крупные города на западе, с их площадями, умным маркетингом, скидками, точно будет очень влиять на местный бизнес. Это уже сильно заметно в сегменте потребительской электроники и цифровой техники, и мало заметно в сегменте косметики и бытовой химии — визуально здесь по-прежнему доминируют магазины «Любимый», в то время как за Уралом «Л'Этуаль», «Иль де Боте», «Элизэ», «Магнит Косметик».

Резюме: приход сетей — почти всегда проблема для старых локальных игроков и возможности для клиентов получать больше скидок, купить товары по акциям. С другой стороны, возможность купить франшизу вместе с технологиями производства и быстро открыть точку продажи кофе или пиццерию стимулируют активных местных предпринимателей заниматься бизнесом, а значит — платить налоги и организовывать рабочие места.

Многоэтажное Приамурье

Если к новым многоэтажкам в центре Благовещенска еще можно привыкнуть, то новые микрорайоны на конечной «пятерки» и чигиринских полях, бесконечные ряды коттеджей на сопке вдоль Новотроицкого шоссе, конечно, удивляют. Очевидно, что объем строительства и объем частных инвестиций в недвижимость в Приамурье сильно выросли, причем так, что вслед за появлением новых домов в городе изменились транспортные потоки. Но гигантский объем введенного жилья, с одной стороны, вызывает вопросы о том, кто стал и кто станет покупателями этих домов, с другой — вызывает радость за продавцов стройматериалов и ремонтные бригады.

Резюме: снижение ставки по ипотеке и новые микрорайоны — хорошая новость, а вот ее следствие — не столь радужно, ведь у населения станет значительно меньше свободных денег, которые уйдут в банки, а не в магазины у дома, культуру и досуг.

Сергей Становкин родился в Ромненском районе. Окончил АмГУ по специальности «религиоведение», 9 лет проработал журналистом «Амурской правды». Последние годы живет в Москве, возглавляет отдел в  штаб-квартире одного из федеральных операторов мобильной связи. Много путешествует по России и за границей. 

Активные пенсионеры

Нынешнее старшее поколение Приамурья — это новый и удивительный феномен, а наши пенсионеры поражают уровнем своей активности и готовностью к открытиям. Многим моим родственникам, учителям и знакомым сейчас около 60 лет, и они искренне удивляют уже тем, что умудряются как-то тратить гигабайты трафика в WhatsApp, заказывать по интернету лекарства в аптеке и талончик на прием к врачу, следят за пролетающими самолетами с помощью сервиса FlightRadar. В моем родном селе Ромны для старшего поколения есть клуб скандинавской ходьбы, объединение лыжников и велоспортсменов, танцевальный кружок. Когда восьмидесятилетняя бабушка ходит в театр, звонит на Алтай по видеосвязи и узнает о жизни внучек из сториз в «Инстаграме», это вызывает и удивление, и уважение. Как и готовность моей хорошей знакомой, которая на пенсии почти каждый день пробегает десять километров, участвует в полумарафонах в России и Китае.

Резюме: двадцать лет назад 60-летнего амурчанина я бы, пожалуй, описал как пенсионера с авоськой и тяпкой. Сейчас я его опишу как активного человека со смартфоном, у которого есть несколько увлечений, который любит путешествовать и стремится организовать свой досуг.

Когда 80‑летняя бабушка ходит в театр, звонит на Алтай по видеосвязи и узнает о жизни внучек из сториз в «Инстаграме», это вызывает и удивление, и уважение.

Саморазвитие и инстаграм мозга

Откройте Instagram и наберите хештег #благовещенск. Так вот, в Благовещенске сильнее, чем где бы то ни было, ощущается навязчивая идея собирать лайки и продавать в соцсетях. Одна молодая мама рекламирует одежду и товары для детей, другая — совместные покупки, кто-то — косметику и поддельные сумки Michael Kors. Ощущение возможности построить бизнес в social media родило рынок тренингов по саморазвитию, курсов по продажам и построению личного бренда в соцсетях. Самое интересное —   люди готовы платить за такие курсы, параллельно блокируя активную и назойливую рекламу косметики, аккаунты сумок, мастеров по наращиванию ногтей и айфонов со скидкой. Блогер теперь звучит как профессия, и даже школьники говорят, что хотят вырасти и стать блогером — выкладывать фотки в «Инстаграм», собирать лайки, путешествовать и не работать.

Резюме: погоня за лайками родила для взрослых новый источник доходов, а для детей стала инструментом социализации — кто-то крутой, потому что снимает обзоры игр, а кто-то — потому что мама купила ему в шесть лет GoPro для записи видео на YouTube.

Другой Хэйхэ

Бум российского туризма, штурмующие пумы и автобусы челноки, очереди и давка на российской и китайской таможнях — ничего этого теперь нет. За день в Хэйхэ мы встретили меньше русских, чем было китайцев только в одной из пивных Мюнхена три месяца назад. Пустынное здание таможни, заколоченные входы в гостиницы, забитые двери в некогда суперпопулярный рыбный ресторан «Синь Юй» — одна сторона жизни Хэйхэ, а другая — новые жилые микрорайоны. Попытка подтвердить стереотип о том, что Хэйхэ — это только фасад из набережной и пары улиц, потерпела фиаско: полтора часа поиска лачуг закончились ничем, мы устали ходить по новым микрорайонам многоэтажек.

Резюме: За 30 лет приграничный туризм в Хэйхэ пережил настоящий взлет и падение, и, по ощущениям, в Хэйхэ сегодня приезжают китайские же туристы, чтобы сделать фотографию с русскими или купить торт «Медовик».

Возрастная категория материалов: 18+