За что амурских судей лишают статуса, почему они не любят рестораны и как снимают стресс

В конце марта президент России внес в Госдуму законопроект, который предлагает изменить роль председателей судов при назначении судей и расширить перечень дисциплинарных взысканий для служителей Фемиды. Надо полагать, для этого есть веские основания. Недоверие к суду — самое страшное для государства. О судебной реформе, вопросах этики, непростых решениях первые лица судейского сообщества Приамурья рассказали в редакции «Амурской правды». Сколько лет самому молодому судье, за что можно лишиться статуса, готовы ли районные суды к процессам с участием присяжных и как люди в мантии снимают стресс — в нашем материале.

«Раньше люди часто жаловались на волокиту. Парадокс, но в последнее время нам стали поступать жалобы на то, что судья слишком быстро рассмотрел дело».

 

Павел Белоусов, председатель Совета судей Амурской области 

 Виктор Бирюков, член Совета судей РФ, председатель Благовещенского гарнизонного военного суда 

 Вадим Никитин, председатель квалификационной коллегии судей Амурской области 

Алексей Бушманов, председатель экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи

Как бракуют кандидатов 

—  Уже давно говорят, что судебная система превратилась в замкнутую касту, неспособную к самоочищению, а в судьи берут «только своих». 

Алексей Бушманов: —  Доказывать ничего не буду. Приведу цифры, кто у нас в области за последние два года сдал экзамены на должность судьи: 41 человек — это помощники судей,  29 — лица, работающие в госучреждениях: прокуратуре, таможне, УМВД, следствии, 3 адвоката, 3 юрисконсульта и еще 7 — это люди самых разных профессий, которые прошли соответствующую проверку. Не смогли сдать экзамен на судью 7 претендентов. 

—  Те самые «люди разных профессий»? 

—  Не только. Среди них есть двое сотрудников внутренних дел и трое работников суда. 

—  В чем сложность экзаменов,  если даже опытные юристы с первого раза не могут их сдать? 

—  Все теоретические вопросы дискуссионные. Недостаточно пересказать кодекс, важно уметь применять любой закон на практике.  Законодательство часто меняется, встречаются коллизии между различными правовыми актами, поэтому претендент должен обладать способностью к аналитическому мышлению. К примеру, мы даем фабулу уголовного, гражданского или административного дела и надо составить проект решения.  Многие теряются — даже сотрудники прокуратуры и опытные адвокаты. Задача членов экзаменационной комиссии — выявить у претендента прежде всего умение анализировать, без которого не получится мудрый судья.

В топе Завитинский район

— Когда кандидатуры на пост судьи рассматривает квалификационная коллегия  судей, свои рекомендации дают представители районного и областного судов,  судебного департамента, Совета судей. Есть мнение: чью фамилию заранее шепнет на ушко председателю квалификационной коллегии Сергей Семенов, тот человек и станет судьей.   

25

лет — с такого возраста по закону можно стать судьей мирового и районного суда, а областного — в 30 лет

Вадим Никитин: — Конечно, Сергей Николаевич, как председатель областного суда, решает вопросы о кадровом составе органов судебной власти области.  Это далеко не последний человек, и к его мнению нельзя не прислушиваться. Более того, на любое заключение квалификационной коллегии о рекомендации или об отказе в рекомендации какому-то претенденту на замещение должности судьи он может наложить вето. И этот отказ в дальнейшем продвижении кандидата может быть преодолен только квалифицированным большинством коллегии, то есть  2/3 голосов — не меньше. 

— И часто мнения разделяются? 

Вадим Никитин: — Вот недавно было: облсуд предлагал одну кандидатуру,  а председатель Благовещенского городского суда — другую. И прошла кандидатура городского суда.  У нас иногда по 5—6 человек на одно место. Причем, как ни странно, это не областной центр, где все блага цивилизации, а в районные суды активно идут люди. Один из районов у нас прямо в топе —  Завитинский. Там стабильно много претендентов. Конечно, мнения разделяются.  Все вопросы решаем  в рамках дискуссий и споров.

Павел Белоусов: — Вы даже не представляете, какие проверки проходит кандидат в судьи, сколько его проверяют спецслужбы! И не бывает одинаковых кандидатов. Вот это хорошо, а вот там наблюдается конфликт интересов, этот в сведениях о доходах  не указал 15 рублей, что тоже является нарушением. Даже если третьеразрядный родственник не заплатил штраф за нарушение ПДД — это тоже имеет значение.  Квалификационная коллегия все оценивает.  

Виктор Бирюков: — Если хотите услышать абсолютно объективное мнение… Председатель областного суда, каким бы он авторитетом ни обладал, не может повлиять на мнение 18 человек, среди которых есть люди, абсолютно от него не зависящие. Это военные судьи, которые на любую должность назначаются только в Москве —  высшей квалификационной коллегией судей России. Это судьи арбитража, который сегодня считается тоже судом субъекта. И главное — федеральный инспектор.  Я даже представить не могу, как можно повлиять на их мнение. В объективности квалификационной коллегии при отборе кандидатов в судьи  пусть люди не сомневаются. Там все прозрачно.   

«Для Благовещенского городского суда мы смогли отвоевать здание на Набережной. Ведь его хотели продать китайцам — уже были готовы договоры. С трудом отвоевали».

Судью затаскали по судам  

— Судьи тоже люди и допускают ошибки, которые исправит вышестоящая инстанция. Но есть такое понятие, как заведомо неправосудное решение, за что судью могут даже лишить полномочий.  Как отличить: случайно судья ошибся или за взятку?  

Павел Белоусов: —  О том, что имело место неправосудное решение, можно говорить только после  вступившего в силу приговора суда. Если гражданин не согласен с судебным актом, он может написать заявление в прокуратуру.  Проводится проверка. На моей памяти у нас было два таких случая — и оба в Шимановском районе, когда судьи были лишены полномочий, а все неправосудные решения, которые они вынесли, отменены.

— Что они такого страшного сделали?  

262

судьи в Приамурье, из них 90 — в возрасте от 30 до 40 лет. Самой молодой судье Юлии Даниловой 31 год, она работает в Завитинском районном суде

Павел Белоусов: — Это были гражданские дела о взыскании материального ущерба, убытков и морального вреда, связанных с неисполнением государственных долговых товарных обязательств по чекам на автомобили. Помню, что одна из судей всего за два месяца рассмотрела порядка 60 исков к правительству от имени почти 10 тысяч граждан.  Причем рассматривала дела без истцов либо их представителей и без каких-либо доказательств. Ущерб государству превысил более полумиллиарда рублей. Областной суд приговорил ее к 5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. К сожалению, не все судьи понимают значение своей работы и добросовестно к ней относятся. Если есть явные недоработки, злоупотребления, то это по делам видно.  Иногда судьи выносят решения, которые отменяются неоднократно. Когда таких решений много, этому человеку начинают задавать вопросы на квалификационной коллегии судей. 

—  За что еще у нас наказывали судей?  

Вадим Никитин: — За последний год у нас было три факта привлечения к дисциплинарной ответственности. В двух случаях судьи грубо нарушили процессуальные нормы. И одна судья районного суда нарушила режим выезда за границу.

— А что, судьи не имеют права ездить за границу?

Вадим Никитин: — Имеют. Но за 15 дней до предполагаемого отъезда каждый  должен написать уведомление, пройти проверку и получить разрешение.  В данном случае судья улетела в Южную Корею, имея допуск к секретным сведениям, содержащим гостайну.  Есть контролирующие органы, которые за этим смотрят очень внимательно.

«Мы завидуем председателю арбитража»

— Госдума приняла в третьем чтении закон о новой мере пресечения для подсудимых и подследственных. Если судья посчитает, что арестовывать или помещать под домашний арест человека — слишком сурово, то может ограничиться лишь запретом выходить в определенное время из дома или звонить по телефону. Как вы относитесь к этому нововведению?

6

судей в Приамурье имеют стаж работы в должности судьи более 25 лет. Самый старожил в мантии — председатель областного суда Сергей Семенов, его судейский стаж свыше 37 лет

Виктор Бирюков: — Судьи законы не комментируют. Скажу только: сегодня очень тщательно следят за тем, чтобы человека не лишали свободы, если есть возможность применить более мягкую меру пресечения.

— В арбитраже давно дела между судьями распределяет не председатель, а компьютер. Это повышает беспристрастность суда. Почему такую же систему не вводят в судах общей юрисдикции?

Павел Белоусов: — Компьютерную программу не могут доработать, а мы только «за». Когда я был председателем Благовещенского городского суда, у меня на то, чтобы расписать дела по судьям, каждый день уходило несколько часов. Надо вникнуть, учесть квалификацию судьи, его специализацию, опыт. Днем процессы, в пять вечера начинал дела расписывать и уходил уже после десяти. Мы сами завидуем председателю арбитража.

За апелляцией — в Томск

— В России скоро территориально отделят суды кассационной и апелляционной инстанции. Для чего? И куда переместится наша кассация и апелляция?

Павел Белоусов: — Всего по России создается 9 кассационных судов и пять — апелляционных. Это делается для того, чтобы региональные власти не могли оказывать влияние на разрешение дел именно на этих стадиях. Хотя я не припомню ни одного случая, чтобы губернатор или председатель Заксобрания области мне позвонили и попытались надавить… Видимо, в других регионах такие факты есть. Апелляционная инстанция у нас будет в Томске, а кассационная — во Владивостоке.

— Одно дело приехать на суд в Благовещенск и совсем другое — в Томск. Не получится так, что люди будут писать заявление: прошу рассмотреть дело без меня, потому что нет средств на дорогу?

7

судей Приамурья обладают научной степенью кандидата юридических наук, 16 — первым, самым высшим квалификационным классом

Все они работают в областном суде

Павел Белоусов: — Во-первых, сейчас практически во всех судах есть видеоконференцсвязь. И мы ее часто используем. Человек может прийти в районный суд, написать заявление, и ему предоставят возможность участвовать в процессе посредством видеоконференцсвязи. Во-вторых, для районных судов как была апелляционная инстанция — областной суд, так и сохраняется. А вот если областной суд рассматривает дело по первой инстанции (речь о самых сложных и самых резонансных делах, например убийствах), тогда апелляция, а затем кассация будут в других регионах. Для рядовых дел все остается, как было.

Хочу в присяжные 

—  С 1 июня во всех судах первой инстанции должны заработать суды присяжных. Им надо предоставить на время гостиницу, а в судах —  отдельную комнату для совещаний, даже отдельный туалет.   Готовы ли к этому районы?  

Павел Белоусов: — Каждое заседание Совета судей мы начинаем с обсуждения этого вопроса.  И я с уверенностью могу сказать: все районные суды области рассматривать дела с присяжными готовы — условия созданы надлежащие.  

Виктор Бирюков: —  А вот со стороны граждан могут быть проблемы. Формировать коллегию присяжных всегда сложно. И особенно в районах. Многие люди заблуждаются по поводу писем, которые получают сегодня, говорят: «А я не могу!»  Это лишь  извещение о том, что вы включены в списки присяжных. Вот когда будут формировать коллегию для рассмотрения конкретного уголовного дела, вас вызовут в суд, тогда объясните, на каком основании вы отказываетесь.

— У нас журналисты хотят попасть в присяжные, да их не приглашают. 

—  Любой человек при желании может обратиться в администрацию города или района и   попросить, чтобы его включили в списки присяжных. Если, конечно,  нет судимости.

Почему судьи не ходят в рестораны 

Время от времени в центре внимания общественности оказываются скандальные сюжеты, связанные с репутацией судей. В Ростове мирового судью недавно лишили статуса после того, как на ее страничке  «ВКонтакте» появилось фото с нецензурными подписями, а молодой судья из Ингушетии прославился тем, что выложил видеозаписи своих отношений сексуального характера под заголовком «Духовные скрепы…» По словам представителей судейского сообщества,  в Приамурье таких вопиющих случаев нарушения профессиональной этики не было.  

— Мы еще недозрели до западной «цивилизации», — пошутил руководитель пресс-службы областного суда Анатолий Рубцов.  — У нас судьи в рестораны не ходят по вечерам — если, конечно, это не коллективное мероприятие.  Опасаются, что кто-нибудь снимет на телефон за столом со спиртным, вычленит кадр и выложит в интернет. Потом разбирайся, где ты был, с кем был… Фейковых фотографий с судьями тоже немало. Стараемся не давать повода.

«Чувствую себя виноватым в смерти человека»

— Уважаемые судьи, кому-нибудь из вас приходилось выносить расстрельный приговор?

Алексей Бушманов: —  Мне приходилось. Человек совершил три изнасилования и четыре убийства за одну ночь. Убил трех женщин и одного мужчину, который стал невольным свидетелем преступлений. Я приговорил его к смертной казни. С тех пор прошло уже более 20 лет, а я до сих пор иногда просыпаюсь ночью от переживаний. 

—  Почему? Вам жаль того изверга?!

— Во время одного из эпизодов в соседней комнате находились две малолетние дочки убитой, и он их не тронул. Значит, в его душе оставалось что-то человеческое. Убийца придерживался определенных принципов — детей не насиловал и не убивал. Позже в суд пришла справка, что он повесился в зоне. На помилование он не подавал. Рассуждать о том, применять смертную казнь или нет, это одно. А  когда сам выносишь решение, подписываешь документ, ощущаешь не только огромную ответственность, но и... причастность к убийству.

Судейский антистресс

Как справиться с растущей нагрузкой и стрессом — у каждого судьи свой метод.

Павел Белоусов каждый день ездит на велосипеде, а дома у него свой мини-спортзал. «Мы освободили одну комнату и установили там разные тренажеры. Тренируюсь каждый день — показываю пример сыну-шестикласснику», — улыбается Павел Владимирович.

Судья Вадим Никитин снимает стресс от работы кроссфитом.

Заданные председателем Совета судей области стандарты здорового образа жизни вдохновляют его коллег. Для Вадима Никитина спортзал шесть раз в неделю — это обязательно. Он успокаивает нервы после дискуссий на квалификационной коллегии судей кроссфитом.

В антистрессовом наборе военного судьи Виктора Бирюкова — бассейн три раза в неделю, а в остальные дни — домашний тренажер эллипс.

«А мои антидепрессанты сегодня — это книги и путешествия. Недавно прочел «Тайну богов» Вербера, сейчас читаю Стругацких. И уже полмира объездил», — поделился Алексей Бушманов.

Возрастная категория материалов: 18+