Алексей Пахомов: «В моем детстве Harley Davidson воспринимался как летающая тарелка»

Директор Амурского филиала МТС ездит на легендарном мотоцикле в командировки и путешествует по миру 

Перед командировкой директора Амурского филиала МТС Алексея Пахомова на космодром Восточный его помощница позвонила на режимный объект, чтобы заказать пропуск. «На чем ваш директор приедет? На мотоцикле?!» — несколько раз недоуменно переспросили на космодроме. К такой реакции Алексей Пахомов уже привык: руководитель на Harley-Davidson — редкость в бизнес-кругах, как и культовый американский мотоцикл на амурских дорогах. «Я даже сохранил пропуск на космодром с печатью «въезд на мотоцикле», — улыбается Алексей Львович. Как топ-менеджер известной компании стал байкером, сколько стран он проехал за рулём и чем Благовещенск похож на Австрию, Алексей Пахомов рассказал «Амурской правде». 

Мечта из «Терминатора»

— Все началось в детстве.  Я родился в Братске. Это промышленный город в Иркутской области, свое время комсомольская стройка, алюминиевый, лесопромышленный заводы, ГЭС. Но я не из тех людей, кто с детства учился водить «Юпитер» или «Урал». Мечта о мотоцикле у меня появилось в 16 лет — после фильма «Терминатор 2», в котором Шварценеггер ездил на Harley Davidson. И я себе сказал, что когда-нибудь куплю такой мотоцикл. Тогда это была фантастика, потому что у нас не то что мотоциклов американских — автомобилей-то зарубежных не было. И Harley Davidson воспринимался как летающая тарелка. На протяжении всей жизни идея ко мне возвращалась, но я постоянно ее отметал. По разным причинам. Помните, как в фильме «О чем говорят мужчины», когда Леонид Барац говорит друзьям: «Сначала мне запрещали родители, теперь жена. Когда же я уже повзрослею?» (смеется) Щелчок произошел только в 2014 году. Я тогда работал в Нижнем Новгороде. Мой коллега купил и пригнал на работу Harley. И я понял: все, хватит откладывать, я хочу мотоцикл. Мне было 39 лет.

Снова в школу 

Я сильно переживал, как буду управлять мотоциклом, если так поздно на него сел. Но мы с другом сделали абсолютно правильный шаг: пошли в автошколу. До сих пор советую это всем начинающим мотоциклистам — для сохранения жизни на дороге. Учеба началась осенью, длилась почти всю зиму и только к весне я купил первый мотоцикл Yamaha XVS 950. Не новый, 2009 года. Это среднекубатурный туринг, этакая реплика Harley. Я каждый день ходил к нему, заводил, но никуда не выезжал, потому что ещё учился в мотошколе. 

В Польше кое где обычные проселочные дороги даже хуже, чем некоторые в Амурской области.

Спасибо большое моему тренеру Володе Карзаеву, который научил тонкостям управления мотоциклом. Потому что когда пересаживаешься на него после машины — это на самом деле полный разрыв шаблона. Потому что он управляется совершенно не так: это асинхронное управление рук и ног. А еще голова должна крутиться на 360 градусов. Конечно, первые дни было желание все бросить — тренер давал очень сложные упражнения. И постепенно усложнял, вплоть до ситуации, когда нас учили управлять мотоциклом без рук. Но сейчас это очень помогает в экстренной ситуации. Я считаю, что в некоторых случаях эти уроки спасли мне жизнь на дороге.

Первый дальняк 

Я сдал на категорию «А», сел на мотоцикл и первую неделю с него просто не слазил. Мы с другом катались по городу, наслаждались байками и самими собой, пока один из наших друзей и коллег из Казани, уже опытный мотоциклист, не сказал: «Да какие вы байкеры, если далеко не ездили?! Вы каферейсеры, потому что ездите от одного «Маклональдса» до другого». И мы задумались: а почему нет? И поехали из Нижнего Новгорода до Минска. 

Это был наш первый дальняк — около 800 километров в одну сторону. Для нас это было так круто, так далеко! Сейчас опытные мотоциклисты, наверное, читают и хохочут, потому что это в принципе маршрут одного дня. У нас ушло три. На подъезде к Москве мы попали в свой первый дождь. Он был такой сильный, что можно было не то что экипировку, а мотоциклы выжимать. Мы сохли трое суток. Сейчас, конечно, эта поездка у нас вызывает улыбку. Потому что, например, в последнем путешествии по Европе у нас было больше тысячи километров за сутки. В том же году мы уже вчетвером съездили по городам Поволжья. После этого я поменял мотоцикл, взял тот самый, который хотел, только более приспособленный для дальних путешествий — Harley Davidson Softail Heritage. 

После длительных путешествий первое время кажется, что долго на мотоцикл не сядешь. Но нет. Нас зацепило, это как наркотик. В следующий раз мы уже вчетвером поехали Грузию. За майские праздники проехали некоторые наши южные республики: Дагестан, Чечня, Калмыкия, Кабардино-Балкария. Маршрут в круг — около 8,5 тысячи километров. Все закончилось благополучно. 

Взятие Европы

В прошлом году у нас был самый большой и интересный ивент в моей небольшой мотоистории — мы решили доехать до Лазурного берега Франции. В Сан Тропе проходил один из крупнейших в Европе мотофестов Harley Davidson Eurofestival. Я уже жил в Благовещенске, поэтому отправлял мотоцикл до Москвы транспортной компанией. Мы выехали из Москвы и проехали 8 стран: Беларусь, Польша, Чехия, Италия, Монако, Франция, Венгрия, Словакия. У меня получилось  около 9 тысяч километров. Прелесть в том, что просто так взять и устроить себе обычное путешествие по Европе на автомобиле и с привычными отелями — это дорого и долго. А так у нас было по 1—2 дня на каждый город. Но самое главное — я увидел Европу с другой стороны, увидел то, что трудно увидеть обычному туристу, которого водят по туристическим маршрутам.

Мы не останавливались в дорогих отелях, а снимали жилье через онлайн-сервис Airbnb — ехали и по ходу бронировали.  Это очень интересный опыт. В Вене нельзя было не сходить в знаменитую Венскую оперу. В концертном зале имени Брамса слушать произведения Штрауса в исполнении оркестра имени Моцарта, а потом посидеть в не менее именитом кафе Opera Café — это было незабываемо. Или например в Италии, недалеко от Вероны, мы останавливались в доме у местного винодела, который сдавал часть своего дома в аренду в какой-то деревушке (уже не помню названия). Проселочные итальянские дороги, пейзажи, как в книгах, и высокие туи видели все на картинках, но дышать этими запахами – это точно стоит того, чтобы не жить в отелях. Конечно, когда он увидел пятерых байкеров из России, мне показалось, что немного испугался (смеётся). Но мы быстро нашли общий язык. В Венеции мы сняли квартиру в одном из старинных домов, тех самых, которые стоят на воде. Я спал практически в шкафу, и когда смотрел на этот древний потолок, пытался представить сколько этому дому сотен лет — но это было очень атмосферно.  В Венеции посетили и старейшее кафе Европы «Florian». Официант нам  показал столик, за которым любил сидеть сам Казанова. Может это и история для туристов, но очень красивая. После экскурсии на площади Сан Марко, где именно в это время по вечерам площадь возле Дворца дождей наполняется водой, поужинали в кафе, где любил бывать Бродский.

Дорогие хайвеи  

Дороги в Европе, как и в России, абсолютно разные, все зависит от региона. Например, когда в Польше мы ехали по обычным, а не по платным дорогам, местами они были даже хуже, чем у нас в некоторых районах Амурской области. Платные, конечно, идеальны. Самое дорогое в поездке — это бензин. Если у нас литр бензина сейчас около 40 рублей, то в Европе — около 100—120 рублей, в зависимости от страны. Проезд по платным дорогам тоже дорогой. Я посчитал: каждый из нас потратил на это около 200 евро. Поэтому в таких мотопутешествиях топливо и платные дороги — достаточно серьезная статья расходов. 

Если говорить про отношения к мотоциклам на дорогах Европы — оно разное, как и в России. У нас в большинстве регионов к мотоциклистам относятся даже лояльнее, чем, например, в Австрии. У них своя манера езды, отличная от той же Италии или Польши, особенно на скоростных трассах. В Европе чем легче: все ездят по правилам, а это 100% предсказуемость дорожной картины. В Европе водители воспринимают мотоциклиста как обычного участника дорожного движения. Никто тебя специально не режет, но и преимуществ особо не дает, ты это быстро понимаешь, и все встает на свои места. Дождь или солнце — не важно. Разве что в Италии мне показалось комфортнее всего: тебя всегда пропустят, одобрительно помашут, очень радостные люди. Как относятся в Благовещенске? Как в Австрии. (Смеется.) Люди ездят в основном по правилам, достаточно спокойно, скидок на то, мотоциклист ты или автомобилист, особо не делают. Разве что в Благовещенске все стараются ехать в крайнем левом ряду. В Австрии, например, как, в общем, и в Европе  — это нарушение. И там, как правило, если движение не насыщено, крайняя левая полоса свободна для маневра до перекрестка. В целом, несмотря на небольшие особенности, водители в Благовещенске предсказуемые и спокойные, передвигаясь на мотоцикле, я не вижу каких-то проблем за редким исключением. Но эти «редкие исключения» есть везде.

О высоких скоростях

В Европе на платных дорогах я ездил со скоростью 180 километров в час и чуть больше, но на классическом тяжелом туринге это: а — некомфортно, б — большой расход топлива. Считаю, что высокие скорости, за 180 км/ч, на любом мотоцикле — это неоправданный риск. В случае резкого изменения дорожной картины, даже на очень хорошо управляемом байке и будь ты очень опытным райдером, — можешь не успеть среагировать. Соответственно, это требует постоянной концентрации и ты быстрее устаешь. Мне нравится комфорт в поездке на мотоцикле — когда ты успеваешь наслаждаться видами, чувствуешь, как меняется ландшафт. Чувствуешь, как по-разному пахнут Италия и Франция... Или как вкусно и совсем по-разному пахнет Грузия. В машине такого не прочувствуешь. И пролететь на скорости за 200 км/ч  за пару тройку часов эти красоты просто не хочется. 

Амурские дороги умеют удивлять 

Летом я иногда езжу в командировки на мотоцикле. Иногда — с работы на работу. Сотрудники уже привыкли. Честно говоря, амурские дороги меня приятно удивили. Я ездил в Талакан, в Циолковский — отличные трассы! Правда, по дороге в Зею был участок гравийки, на котором я чуть не уронил мотоцикл — как раз грейдеры только-только прошли. Надеюсь, в этом году доделают. 

Harley Davidson для Амурской области пока редкость, их можно пересчитать по пальцам. В Нижнем Новгороде я и на работу ездил на мотоцикле, но в Благовещенске перестал. Сейчас и мотоцикл тяжелее, и пробок нет — какой смысл? Да и удовольствия мало: очень часто перекрестки, только тронулся — уже надо оттормаживаться. Если хочу покататься, после работы сажусь на мотоцикл, еду в Белогорск и обратно. Уходит часа три. Прохватил, продул ноздри себе и мотоциклу. И сам отдохнул, и никому не мешал — все довольны.

Культурные и бескультурные мотоциклисты

Когда приехал в Благовещенск, с удивлением отметил, что  здесь есть мотоклубы. В городе есть порядок на дорогах и культура. Я со всеми поддерживаю дружеские отношения, но особенно дружу с ребятами из BlagBike МС. Часто бываю у них в гостях. Наша компания поддерживает их мероприятия: летнюю мойку мотоциклов и зимний «Синий крокодил», когда мотоциклисты в глухозимье снимают мототоксикоз. (Смеется.) Они шипуют «Уралы» и устраивают гонки. Колоритное мероприятие! 

Самое дорогое в поездке по Европе — бензин. Если у нас сейчас литр стоит около 40 рублей, то там — около 100—120, в зависимости от страны.

Но есть в городе и некультурные граждане, которые без номеров «откручивают» по улице Ленина на заднем колесе. Весь негатив, который связан с мотоциклистами, — благодаря вот таким ребятам. Я считаю, что надо соблюдать ПДД и не подвергать риску ни себя, ни окружающих. Всегда говорю: хочешь погонять на коленочке, заложить в поворот — пожалуйста, едешь на трек — одеваешься в полный экип и падаешь в удовольствие. Самое главное — здравый смысл во всем. Я не идеальный водитель, бывает, где-то нарушаю. Мотоциклисты и автомобилисты до сих пор спорят: езда в междурядье — нарушение или нет? Я, например, когда еду по Москве, в пробках, бывает, заезжаю в междурядье. 99 процентов автомобилистов относятся к этому толерантно и даже расступаются, чтобы тебя пропустить. Если не пропускают — стою и жду развития дорожной ситуации. Для меня главное — встретиться глазами в зеркале с водителем автомобиля, убедиться, что он меня видит. Ехать быстрее потока, но не более 15—20 км. Как правило, с такой разницей в скорости точно успеешь среагировать. Подавляющее число ДТП с мотоциклами происходит именно из-за того, что водитель автомобиля не увидел мотоцикл, а не потому, что выехал на дорогу специально кого убить. 

Жена байкера 

Семья на мое новое увлечение реагирует нормально. Когда я сказал жене, что хочу сесть на мотоцикл, и спросил, что она думает по этому поводу, она ответила: «Ну ты же все равно купишь. Поэтому буду тебя поддерживать». Она очень часто со мной катается, у нее все для этого есть. Правда, полгода назад у нас родился ребенок, так что это лето она пропустит. А так, часто со мной. Мы вместе ездили из Нижнего Новгорода в Муром. У нее тоже есть желание сесть за руль и я, честно говоря, пока не знаю, как на это реагировать.  

Новый маршрут на новом Harley

Этой весной взял себе Harley Davidson Electra Glide Ultra. Это настоящий «дальнобойщик», флагманская модель марки, очень вместительный для дальних путешествий. На майские праздники поеду по югу России, возможно, будут и Европа, Польша или Чехия. 

Досье АП 

Алексей Пахомов родился в Братске Иркутской области, окончил Братский государственный университет в 1996 году. Свою карьеру в МТС начал в 2011 году в должности директора филиала МТС в Смоленске, затем два года возглавлял розничную сеть МТС макрорегиона «Поволжье». В сентябре 2016 года назначен директором Амурского филиала МТС. До этого работал в компании Anheuser — Bush InBev, где прошел путь от супервайзера по продажам до директора филиала в Республике Казахстан. Женат, двое детей. 

Возрастная категория материалов: 18+