Амурский лук-шалот потеснил заморскую зелень: как продукция местных фермеров конкурирует с экзотикой

В Благовещенске в последние годы растет спрос на овощи и зелень, причем все чаще горожане предпочитают переплатить за качество от амурского производителя и не гонятся за дешевизной китайских огурцов и помидоров. Секрет такого спроса — в популярности здорового образа жизни. «Все ударились в правильное питание, поэтому выбирают качественные овощи, фрукты, зелень и дикоросы. И готовы за это платить, невзирая на стоимость», — отмечают в крупной торговой сети Благовещенска. В гастрономических тенденциях разбирался наш корреспондент.  

ЗОЖ влетит в копеечку

— Спрос на зелень и овощи действительно растет. Это связано с тем, что у населения меняется подход к своему питанию и образу жизни. Открывается все больше фитнес-залов, спортивных клубов, люди следят за своим здоровьем и стремятся питаться правильно. Потому и возникает повышенный спрос на экологически чистые продукты, — объясняет начальник отдела сбыта комбината «Тепличный» Сергей Дубоделов. — Плюс весной спрос вырастает не только сезонно, но и за счет покупателей, которые готовятся к лету и начинают активно худеть. Им нужно больше овощей и зелени, а мы стараемся эту потребность максимально удовлетворять.

По словам менеджера группы закупок гипермаркета «Самбери» Елены Серковой, благовещенцы готовы платить и за более дорогостоящую продукцию из дальнего зарубежья. Так, хорошим спросом пользуется израильская зелень, которую не выращивают в Приамурье: тимьян, розмарин, мята. Также из Израиля везут базилик, петрушку, лук, острый перец. Зелень доставляют сначала в Москву, а потом раз в неделю она прилетает самолетом в амурскую столицу и расходится по всем самым крупным торговым точкам. Долгий путь отражается на стоимости, но часть покупателей это не смущает. «То, что привезено из Москвы, стоит дорого, сами понимаете, какие транспортные расходы. Но есть замечательные покупатели, которые не смотрят на стоимость, им важно, чтобы продукция была свежая и отличного качества, — отмечает Елена Серкова.

Ассортимент на высоте

Самолетом в амурскую столицу прилетает и другая продукция с экзотической пропиской. Например, горожане охотно берут в магазинах свежие ягоды — малину, ежевику, красную смородину из Мексики, голубику из Кот-д’Ивуара или физалис из Колумбии. На волне повышенного спроса на здоровое питание раскупается и другая «экзотика»: руккола из Камеруна и Йемена, репа, редька и различные виды лука из Марокко, черри из Сенегала, дефицитный салат «Айсберг» из Бенина, спаржа и кукуруза из Таиланда, перец из Чили и Израиля. Это далеко не полный список далеких стран, откуда в Приамурье завозят овощи и зелень. У фруктов на амурских прилавках география не менее широкая, да и недостатка в экзотике нет — в торговых точках давно не в новинку те же кокосы, питахайя, манго, авокадо, шелковица.

Пенсионерам по карману более дешевая продукция из Поднебесной.

Значительную долю в плодоовощном разнообразии занимает Китай, который кормит не только бюджетно, поставляя дешевые помидоры, огурцы, перцы, кабачки, баклажаны, картофель, зелень и фрукты, но и дает возможность приобрести товары подефицитнее: начиная от разных видов грибов и капусты и заканчивая сельдереем, китайской редькой лобо и имбирем. Стабильно держат свою долю на амурском рынке Казахстан и Узбекистан, откуда фурами в область приезжают петрушка, укроп и другая зелень. Завоевывают покупателей и дальневосточные поставщики: на полках можно встретить помидоры с Сахалина и несколько видов салатов из Хабаровского края. От широты овощного, фруктового, салатного и другого «зеленого» ассортимента в городе сегодня разбегаются глаза, а разброс цен может удовлетворить любой кошелек.

— Даже пять лет назад что мы имели: два вида огурцов, два — помидоров, два — той же груши. А сейчас посмотрите — какой выбор: 10 видов помидоров, 10 — огурцов, 17 — груш, множество яблок, бери, пожалуйста, цены и сорта на любой вкус. В Благовещенске в последние годы значительно расширился ассортимент плодоовощной продукции, — констатирует Елена Серкова. — В нашем гипермаркете мы стараемся максимально расширить выбор, в том числе и по стоимости: от минимальной до максимальной, так как у покупателей есть потребность в такой продукции.

Местный производитель в тренде

Лидерство у покупателей, вне зависимости от сезона, в любое время года держит салатная серия, отмечают в «Самбери». На втором месте — укроп, на его продажи сезон совсем не влияет, замечает Елена Серкова. Тройку лидеров замыкает специфическая зелень из‑за рубежа: базилик, мята, тимьян и розмарин.

Между тем в гипермаркете делают ставку на амурского производителя. Ведутся переговоры о выращивании в Приамурье редкой зелени, которая могла бы заменить дорогостоящую израильскую. В планах продавать осенью амурскую тыкву, вероятно, на полках появится и местная ягода — малина, крыжовник. «Это все свежее, выращенное на нашей амурской земле и экологичное, во‑вторых, не будет такой наценки из‑за транспортных расходов», — объясняет менеджер группы закупок гипермаркета «Самбери».

Некоторым покупателям важна не цена, а свежесть и качество продукции.

Выбор в пользу амурского товара делают и сами покупатели. Так, два небольших местных производителя сегодня вполне успешно заняли во всех крупных торговых точках луковую нишу. Оба хозяйства выращивают зеленые перья лука-шалота, и потребитель сметает его с прилавков.

— Мы начинающее крестьянско-фермерское хозяйство, выращиваем пока только картофель и лук-шалот. По нему мы спрос покрыли. Супермаркеты просят нас развивать другие виды продукции, так как качество устраивает, но спрос на зелень пока не можем покрыть. Со временем планируем заняться укропом, базиликом, но для этого нужны специализированные теплицы, — рассказывает руководитель КФХ Наталья Филатова. — Укроп, например, вырастить в обычных тепличных условиях, а не в поле, очень сложно, есть свои тонкости. Мы и с луком в свое время намучились. Но все равно в будущем планируем расширяться. Сейчас наша теплица занимает около 1 тысячи 700 квадратных метров, лук растет на трехъярусных стеллажах в лотках. Ежедневно в среднем реализуется порядка 50 килограммов продукции, и спрос постоянный. А цена у нас даже более приемлемая, чем у китайской зелени.

Фермер уверена: сейчас для потребителя качество продукции вышло на первое место, именно поэтому лук, взошедший в хозяйствах области, пользуется таким спросом. «Вы знаете, даже мне покупатели звонят, по номеру, указанному на упаковке, и интересуются, как мы наш лук-шалот выращиваем, в каких условиях, где семена берем. Для людей это важно», — говорит Наталья Филатова.

Помидорный бум

Главные надежды на экологически чистые помидоры у благовещенцев связаны с крупнейшим в регионе производителем огурцов и зелени — комбинатом «Тепличный». Запустив большие современные теплицы, в прошлом году предприятие снова начало после долгого перерыва выращивать томаты. Но тот помидорный спрос, который есть у любителей местной продукции, даже большие площади «теплички» полностью покрыть не могут. Сейчас комбинат закрывает потребность в томатах процентов на 20—30, поясняет начальник отдела сбыта комбината «Тепличный» Сергей Дубоделов. С осени благодаря перераспределению мощностей СХПК увеличит объем выращиваемых помидоров и сможет удовлетворить спрос примерно на 50 процентов. По огурцам «Тепличный» удовлетворяет порядка 90 процентов потребности. В планах уменьшить поставки «зеленых» за пределы региона (продукцию, в частности, возят на Камчатку, в Якутию, Хабаровск). «Больше огурцов будем оставлять в Приамурье, за счет этого и перераспределим площади и посадим больше томатов», — сообщил специалист.

Зелень от комбината «Тепличный» продается в горшочках с грунтом, который обладает питательными свойствами. Если срезать зелень, а горшочек поместить в воду, новые побеги способны вырасти еще несколько раз. Так, народный эксперимент с салатом «Официон» показал: он способен несколько раз прорастать из горшочка с грунтом в течение полутора месяцев.

Также, по его словам, во второй половине года планируется увеличить объем выращиваемой зелени. Если задуманное удастся осуществить, то в магазинах появится салатная новинка — фриллис игольчатый.

Сейчас линейка салатов от комбината состоит из трех видов: официона, гогена и роксая. «Мы видим эту тенденцию — люди стали потреблять больше салатов и зелени в целом, поэтому планируем порадовать новинками», — говорит специалист. Возможно, ближе к декабрю одной из них станет шпинат, если для него найдется место, с осторожностью предполагает Сергей Дубоделов — предприятие еще окончательно не определилось с планами на новую продукцию. Помимо этого, в конце года комбинат намерен вернуться к производству зеленого лука. «Мы стараемся держать цену на зелень, в том числе салат, укроп, петрушку, на уровне прошлого года. Задирать цены не входит в наши планы», — отмечают на предприятии.

В последние два года «Тепличный» расширил ассортимент продукции на несколько позиций. В частности, начал выращивать щавель, добавил к фиолетовому базилику зеленый. Одна из популярных позиций — помидоры черри.

Но спрос на них сильно превышает предложение, и «поймать» эту разновидность томатов в продаже не так просто. Самую большую любовь благовещенцы питают к розовому помидору. Кроме того, на тепличных грядках растут и крупноплодные красные томаты, и желтые, последние — в очень небольших объемах. Среди огурцов лидер продаж в Благовещенске — гладкий среднеплодный сорт «мева». А вот бугорчатый «святогор» с толстой шкуркой хорош для дальних перевозок и идет на ура в Якутии и на Камчатке. Торговые сети за пределами амурской столицы просят производить для них и маленький коктейльный огурец, но его шкурка настолько тонка, что комбинат продает этот нежный сорт только в областном центре.

В июле и августе «Тепличный» возьмет традиционную паузу — пока люди находятся «на самообеспечении» и едят собственные помидоры, огурцы и зелень, на предприятии будут готовиться к новому сезону. Он стартует с продажи огурцов в сентябре.

Возрастная категория материалов: 18+