Фото: Архив АПФото: Архив АП

Страсти по ОСАГО

Благовещенка Таисия Ненашева водит мотоцикл уже четвертый год. И как минимум три из них каждую весну она мучается с получением полиса ОСАГО. Но если раньше девушке удавалось «договориться» со страховыми компаниями (СК) и получить заветное право ездить по дорогам, то в этом году страховщики пошли в полный отказ — страховку невозможно оформить ни традиционно в офисе, ни через интернет.

В распоряжении Таисии малокубатурный Yamaha YBR 125. Мотоцикл небольшой, с виду напоминает классические отечественные «Урал» и «Восход». Страховка на полгода обходится благовещенке в 600 рублей. Несмотря на то что гаишники тормозят девушку редко, она предпочитает ездить по дорогам официально. Да и сумма полугодичной страховки не так уж и велика.

— В прошлом году мне удалось застраховаться в офисе «Росгосстраха». Правда, пришлось согласиться с навязанной услугой: перевести в их негосударственный фонд мои пенсионные накопления, — говорит Таисия Ненашева. — Но в этом году в компании сказали, что у них электронная запись за пару месяцев вперед. Причем никто из сотрудников не смог сказать, где именно проходит запись, а единственный оператор всегда занят для вопросов других людей. Ушла ни с чем. В офисах других страховых компаний города везде один ответ: «мотоциклы не страхуем» — и все.

121

ДТП произошло в 2017 году с участием мотоциклистов. В 41 из них виноват был владелец мотоцикла. В мотоавариях прошлого года пострадали 70 человек, погибли — 11

Купить электронный полис (е-ОСАГО) оказалось также непросто. Система перекидывала девушку между сайтами СК и зависала в момент оформления. Более того, веб-ресурсы большинства страховщиков при выборе модели мотоцикла показывают крайне ограниченный список: нужный мотоцикл можно просто не найти. При этом заключение договора на иную модель, конечно же, станет поводом для отказа в возмещении ущерба после ДТП.

— На сайт какой бы страховой компании я ни заходила, меня все время перебрасывало на НАСКО. Даже сайт Российского союза автостраховщиков (РСА) направлял меня в эту компанию. Но у НАСКО не оказалось в перечне ни одного мотоцикла, только автомобили, — продолжает жительница областного центра Приамурья. — Пробовала найти и «Урал», и популярные марки мотоциклов, таких как BMW (БМВ), но безрезультатно.

В конечном счете Таисия получила полис ОСАГО. Для этого девушке пришлось пойти на «хитрость» — она зашла на сайт приморского офиса компании «МАКС». Во Владивостоке страховщики оказались сговорчивее, нежели в Благовещенске.

Золотая страховка

Без страховки с начала сезона остались и многие другие байкеры амурской столицы, подтвердил АП руководитель клуба «Мотопатриот» Василий Семенов. Дошло до того, что под угрозой оказалось участие клуба в десятках мероприятий, приуроченных ко Дню Победы. Ежегодно члены «Мотопатриота» организуют выездные экспозиции мототехники времен Великой Отечественной войны. Байкеры собственноручно восстановили свыше 10 фронтовых «коней».

— Официально в страховых компаниях говорят, что нет полисов, неофициально сотрудники компаний признаются о команде сверху не страховать мотоциклистов, — поделился Василий Семенов. — Я до сих пор так и не смог застраховаться, поэтому езжу на свой страх и риск. Если инспектор ГИБДД меня остановит, мне придется заплатить штраф в 800 рублей. Каждый год мы сталкиваемся с этой проблемой. В этом году из клуба смогли застраховаться единицы. Бороться с произволом нет ни времени, ни сил. По сути, страховщики толкают мотоциклистов на нарушение закона.

Глава «мотопатриотов» отмечает: компании соглашаются страховать мотоцикл только при оформлении дополнительных услуг.

Байкеры стали изгоями

Причины такой отказной политики страховщиков известны — Амурская область не первый год входит в число «токсичных» регионов по версии РСА, где выплаты по ДТП в разы превышают сборы по ОСАГО. В прошлом году разница впервые достигла полумиллиарда рублей. Страховщики Приамурья собрали с владельцев транспортных средств 780,6 миллиона рублей за оформление полисов, а компенсации за ДТП достигли почти 1,3 миллиарда рублей. Вот только раньше основными изгоями в страховых компаниях были собственники автомобилей, а сегодня в убыточную категорию попали еще и мотоциклисты.

По словам байкеров, компании соглашаются страховать мотоцикл только при оформлении допуслуг. И тогда полис обходится вдвое-втрое дороже.

СК не хотят продавать полисы владельцам мотоциклов потому, что не желают выплачивать большие суммы компенсаций при авариях. Дело в том, что зачастую ущерб от ДТП увеличивается, так как сами мотоциклисты получают травмы. А значит, страховым компаниям платить приходится не только за повреждения транспортного средства (ТС), но и за «здоровье» водителя.

В Российском союзе автостраховщиков отмечают, что тариф по ОСАГО для мотоциклистов на сегодняшний день очень низкий. Он не соответствует тем реалиям по убыточности, которые сегодня есть. Так, при стоимости полиса в 2000 рублей в случае аварии пострадавшие в ней люди могут рассчитывать на выплату до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего.

Кто заплатит за ущерб

Права в РСА упускают и такую деталь, что своими отказами страховщики наказывают не столько мотоциклистов, сколько всех остальных участников дорожного движения. Байкеру езда без полиса аукнется штрафом в 800 рублей — получил постановление и поехал дальше. Но если мотоциклист оказался виновным в аварии и при этом без страховки, то в неприятную ситуацию попадает пострадавший. За ремонт автомобиля автовладельцу придется заплатить из своего кармана. За лечение и лекарства пешеход также будет платить сам. И только потом в судебном порядке взыскивать с виновника деньги. А на это могут уйти месяцы.

— Я на своем веку поездил немало и скажу, что в 60 процентах аварий с участием мотоциклистов виноваты автомобилисты. Потому что не пропустил, не увидел, — делится наблюдениями глава клуба «Мотопатриот» Василий Семенов. — Я сам трижды попадал в аварию, и во всех виноват был не я, а водитель автомобиля.

Период охлаждения

Эксперты РСА напоминают: согласно законодательству, договор ОСАГО является публичным, и страховщик не вправе отказать в его заключении. Если при посещении офиса страховой компании получить полис не удалось, водитель вправе обратиться с письменным заявлением о заключении договора ОСАГО. Срок рассмотрения заявления — максимум месяц. Если письменное заявление подано, представлены все документы, то через месяц с заявителем должны заключить договор.

Если владельцу неправомерно отказывают в заключении договора, то водитель вправе подать обращение в РСА или Центробанк, который курирует страховой рынок страны (жалобу можно оставить в интернет-приемной ЦБ www.cbr.ru/Reception/).

Если происходит навязывание дополнительных страховок, то можно соглашаться на их покупку. А потом воспользоваться «периодом охлаждения», который позволяет отказаться от страховки в течение 14 календарных дней. Тогда страховщик вернет переплаченные деньги.

Возрастная категория материалов: 18+