Полис в колесо: страховщики заставляют амурских байкеров ходить пешком, отказывая в ОСАГО

Мотосезон для амурских байкеров начался с непростого выбора — ходить пешком либо ездить по дорогам нелегально. Большинство из них попросту не могут получить полис ОСАГО, а значит и не имеют права управлять транспортным средством. Страховщики отказывают мотоциклистам, каждый раз ссылаясь на разные причины. Почему мотоциклистам не хотят продавать страховку, разбиралась «Амурская правда».

Страсти по ОСАГО

Благовещенка Таисия Ненашева водит мотоцикл уже четвертый год. И как минимум три из них каждую весну она мучается с получением полиса ОСАГО. Но если раньше девушке удавалось «договориться» со страховыми компаниями (СК) и получить заветное право ездить по дорогам, то в этом году страховщики пошли в полный отказ — страховку невозможно оформить ни традиционно в офисе, ни через интернет.

В распоряжении Таисии малокубатурный Yamaha YBR 125. Мотоцикл небольшой, с виду напоминает классические отечественные «Урал» и «Восход». Страховка на полгода обходится благовещенке в 600 рублей. Несмотря на то что гаишники тормозят девушку редко, она предпочитает ездить по дорогам официально. Да и сумма полугодичной страховки не так уж и велика.

— В прошлом году мне удалось застраховаться в офисе «Росгосстраха». Правда, пришлось согласиться с навязанной услугой: перевести в их негосударственный фонд мои пенсионные накопления, — говорит Таисия Ненашева. — Но в этом году в компании сказали, что у них электронная запись за пару месяцев вперед. Причем никто из сотрудников не смог сказать, где именно проходит запись, а единственный оператор всегда занят для вопросов других людей. Ушла ни с чем. В офисах других страховых компаний города везде один ответ: «мотоциклы не страхуем» — и все.

121

ДТП произошло в 2017 году с участием мотоциклистов. В 41 из них виноват был владелец мотоцикла. В мотоавариях прошлого года пострадали 70 человек, погибли — 11

Купить электронный полис (е-ОСАГО) оказалось также непросто. Система перекидывала девушку между сайтами СК и зависала в момент оформления. Более того, веб-ресурсы большинства страховщиков при выборе модели мотоцикла показывают крайне ограниченный список: нужный мотоцикл можно просто не найти. При этом заключение договора на иную модель, конечно же, станет поводом для отказа в возмещении ущерба после ДТП.

— На сайт какой бы страховой компании я ни заходила, меня все время перебрасывало на НАСКО. Даже сайт Российского союза автостраховщиков (РСА) направлял меня в эту компанию. Но у НАСКО не оказалось в перечне ни одного мотоцикла, только автомобили, — продолжает жительница областного центра Приамурья. — Пробовала найти и «Урал», и популярные марки мотоциклов, таких как BMW (БМВ), но безрезультатно.

В конечном счете Таисия получила полис ОСАГО. Для этого девушке пришлось пойти на «хитрость» — она зашла на сайт приморского офиса компании «МАКС». Во Владивостоке страховщики оказались сговорчивее, нежели в Благовещенске.

Золотая страховка

Без страховки с начала сезона остались и многие другие байкеры амурской столицы, подтвердил АП руководитель клуба «Мотопатриот» Василий Семенов. Дошло до того, что под угрозой оказалось участие клуба в десятках мероприятий, приуроченных ко Дню Победы. Ежегодно члены «Мотопатриота» организуют выездные экспозиции мототехники времен Великой Отечественной войны. Байкеры собственноручно восстановили свыше 10 фронтовых «коней».

— Официально в страховых компаниях говорят, что нет полисов, неофициально сотрудники компаний признаются о команде сверху не страховать мотоциклистов, — поделился Василий Семенов. — Я до сих пор так и не смог застраховаться, поэтому езжу на свой страх и риск. Если инспектор ГИБДД меня остановит, мне придется заплатить штраф в 800 рублей. Каждый год мы сталкиваемся с этой проблемой. В этом году из клуба смогли застраховаться единицы. Бороться с произволом нет ни времени, ни сил. По сути, страховщики толкают мотоциклистов на нарушение закона.

Глава «мотопатриотов» отмечает: компании соглашаются страховать мотоцикл только при оформлении дополнительных услуг.

Байкеры стали изгоями

Причины такой отказной политики страховщиков известны — Амурская область не первый год входит в число «токсичных» регионов по версии РСА, где выплаты по ДТП в разы превышают сборы по ОСАГО. В прошлом году разница впервые достигла полумиллиарда рублей. Страховщики Приамурья собрали с владельцев транспортных средств 780,6 миллиона рублей за оформление полисов, а компенсации за ДТП достигли почти 1,3 миллиарда рублей. Вот только раньше основными изгоями в страховых компаниях были собственники автомобилей, а сегодня в убыточную категорию попали еще и мотоциклисты.

По словам байкеров, компании соглашаются страховать мотоцикл только при оформлении допуслуг. И тогда полис обходится вдвое-втрое дороже.

СК не хотят продавать полисы владельцам мотоциклов потому, что не желают выплачивать большие суммы компенсаций при авариях. Дело в том, что зачастую ущерб от ДТП увеличивается, так как сами мотоциклисты получают травмы. А значит, страховым компаниям платить приходится не только за повреждения транспортного средства (ТС), но и за «здоровье» водителя.

В Российском союзе автостраховщиков отмечают, что тариф по ОСАГО для мотоциклистов на сегодняшний день очень низкий. Он не соответствует тем реалиям по убыточности, которые сегодня есть. Так, при стоимости полиса в 2000 рублей в случае аварии пострадавшие в ней люди могут рассчитывать на выплату до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего.

Кто заплатит за ущерб

Права в РСА упускают и такую деталь, что своими отказами страховщики наказывают не столько мотоциклистов, сколько всех остальных участников дорожного движения. Байкеру езда без полиса аукнется штрафом в 800 рублей — получил постановление и поехал дальше. Но если мотоциклист оказался виновным в аварии и при этом без страховки, то в неприятную ситуацию попадает пострадавший. За ремонт автомобиля автовладельцу придется заплатить из своего кармана. За лечение и лекарства пешеход также будет платить сам. И только потом в судебном порядке взыскивать с виновника деньги. А на это могут уйти месяцы.

— Я на своем веку поездил немало и скажу, что в 60 процентах аварий с участием мотоциклистов виноваты автомобилисты. Потому что не пропустил, не увидел, — делится наблюдениями глава клуба «Мотопатриот» Василий Семенов. — Я сам трижды попадал в аварию, и во всех виноват был не я, а водитель автомобиля.

Период охлаждения

Эксперты РСА напоминают: согласно законодательству, договор ОСАГО является публичным, и страховщик не вправе отказать в его заключении. Если при посещении офиса страховой компании получить полис не удалось, водитель вправе обратиться с письменным заявлением о заключении договора ОСАГО. Срок рассмотрения заявления — максимум месяц. Если письменное заявление подано, представлены все документы, то через месяц с заявителем должны заключить договор.

Если владельцу неправомерно отказывают в заключении договора, то водитель вправе подать обращение в РСА или Центробанк, который курирует страховой рынок страны (жалобу можно оставить в интернет-приемной ЦБ www.cbr.ru/Reception/).

Если происходит навязывание дополнительных страховок, то можно соглашаться на их покупку. А потом воспользоваться «периодом охлаждения», который позволяет отказаться от страховки в течение 14 календарных дней. Тогда страховщик вернет переплаченные деньги.

Возрастная категория материалов: 18+