Чтобы костюмчик сидел: рецензия на новый фильм «Дэдпул 2» с Райаном Рейнольдсом

Как будто и не было этих двух лет, прошедших с момента знакомства широкого зрителя с «Дэдпулом» — не тем, с которым грустно возился Росомаха в своих персональных похождениях, а новым, отвергающим ролевую второстепенность. Люди, которые сделали первый сольный фильм про Уэйда Уилсона, во многом рисковали, но в результате выяснилось, что ставка сделана максимально верно.

Создатели продолжения тоже рискуют, но уже не так отчаянно. Стоит зрителю заподозрить «Дэдпул 2» в чем-то из ряда вон выходящем, как он сразу же отыгрывает назад: к пошлым шуточкам, членовредительству и просто издевательству над шаблонным образом героя комиксов. Так или иначе, но через слезки и вздохи сиквел добирается до решения своей главной задачи: заставить публику поверить, что перед ним особенное кино. Какого больше нигде не купишь.

Как ни странно, именно эта смесь насмехательства и кривляния, именуемая «Дэдпулом», с большим трудом поддается критическому анализу «для печати». И дело вовсе не в терминах, обозначающих некоторые части человеческого тела, а в том, что куда ни шагни — сделаешь спойлер. Можно с большим трудом представить, как к этому фильму нарезали трейлеры, умудрившись ничего не рассказать ни о центральных персонажах, ни о главных сюжетных поворотах, которые, впрочем, на этих персонажах и держатся.

Еще до появления на экране названия и начальных титров разворачивается сцена, которая в общем и целом определяет весь дальнейший ход событий: то есть даже про это толком ничего сказать нельзя. Вторая часть гораздо чаще использует драму, порой даже не пытаясь испортить кульминационный слезливый момент фирменной скабрезностью от главного героя. Если у вас вызывает вполне объяснимое отвращение внешность Уилсона, готовьтесь к худшему. В этом фильме он гораздо чаще появляется без маски, потому что режиссер Джон Литч решил показать нам за ней человека, да так усердно, будто мы слегка туповаты. Ему не впервой: прославивший постановщика «Джон Уик» вообще был построен на этом приеме от начала и до конца. Мол, этот парень, конечно, безжалостный убийца, но вы не представляете, как он может расстроиться, если что-нибудь случится с его любимой собачкой.  

Если у вас вызывает вполне объяснимое отвращение внешность Уилсона, готовьтесь к худшему: в этом фильме он гораздо чаще появляется без маски.

У Дэдпула, конечно, повод расстроиться еще более очевидный — в конце концов, перед нами чемпион мира комиксов по гротеску. Тут вам и разговоры о широко известных стадиях принятия неизбежного, и краткие визиты Орфея в Аид, и песня про маму, которая не слышит, и даже возможность для героев как следует помериться персональными трагедиями. Все это местами утомляет не только зрителей, но и тех, на кого они смотрят. С учетом того, что Уилсон во второй части явно ленится «ломать четвертую стену», это, видимо, предлагается делать сидящим в зале.

К счастью, сосредотачиваться на одном только грустном в данном случае было бы самоубийственно. Поэтому Литч последовательно возвращает в дело уже знакомых персонажей (над которыми, кстати, уже не так весело получается потешаться) и вводит новых — причем некоторым из них предстоит задержаться. Судя по всему, франшиза намерена не только продолжить надругательство над серьезными до невозможности Людьми Икс, но и хорошенько пройтись по Мстителям — а для этого, конечно, нужна команда. По ходу дела Литч проделывает трюк, знакомый тем, кто смотрел давным-давно комедию «Таинственные люди» — да еще и вербует на мини-роли несколько очень известных лиц — но и это обманка. Ближе к концу герои начнут биться оземь и проявлять свою истинную сущность, а зритель поймет, что пока хохотал, забыл предположить, в чем же главная фишка.

Режиссеру даже кровищу лить не с руки, хотя возрастной рейтинг по умолчанию таков, что хоть из ведра расплескивай. Ну, то есть Дэдпул непременно отрубит врагам пару конечностей, не хило покалечится и сам, но выглядит это все так, будто действующих лиц предварительно хорошенько опустошили вампиры. Повзрывать — другое дело, автомобили поколотить — тоже, даже странно становится, что в мире, в котором за мутантами установлен строгий надзор и при малейшем нарушении их волокут в местный Шоушенк, можно творить такие бесчинства посреди оживленных городов. Кстати, о тюрьме: здесь Литч и вовсе развязывает себе руки, с удовольствием демонстрируя, кем становятся сверхлюди, если лишить их отличительных особенностей.

Не углубляясь в подробности, скажем, что ощущения, что кого-то в этом заведении строжайшего режима держат не по делу, не возникает. Придираться к сюжету в случае с «Дэдпулом» — несомненно, занятие на редкость дурацкое: сам Уилсон не устает повторять, что сценарий написан на коленке. Но куда же деваться, если создатели картины так стараются не упустить из виду ни одной сюжетной линии, а в финале и вовсе воздвигнуть самую настоящую мораль, которую вряд ли можно упрекнуть в оригинальности. Нетрудно убедиться — даже разрушение шаблонов в мире комиксов должно происходить по шаблону.

Зато Литчу удается весело и непринужденно тасовать вымышленные миры с реальностью, по ходу дела подкармливая и без того распухшее до предела эго Райана Рейнольдса. Особенно весело, когда Дэдпул называет Кэйбла «Таносом» — Джош Бролин не просто сыграл обоих персонажей, так они еще и на экране появились с разницей всего в пару недель. Еще смешнее, когда того же героя, за весь двухчасовой фильм улыбнувшегося не более раза, спрашивают, не явился ли он из DC: не дать легкого пинка основным конкурентам за излишнюю мрачность героев в Marvel просто не могли. С той же непосредственностью фильм проходится по далеким от комиксов картинам: от «Интервью с вампиром» до «Терминатора».

Красно-черный костюм Дэдпула продолжит ассоциироваться с тем, что ко всему на свете можно относиться несерьезно, сколько бы его владелец ни распространялся об обратном.

С последним получилось особенно остроумно, если вспомнить, что режиссер первого «Дэдпула» Тим Миллер, покинувший франшизу из-за неких «разногласий» с Рейнольдсом, вроде как назначен поднимать из праха историю про киборга-убийцу. Но как раз выстраивать мостики от первой части во вторую у нового постановщика нет ни малейшего желания. Без Колосса и прочей мутантской братии, конечно, не обойтись, но вся эта катавасия с «Оружием Икс» и прочими истоками осталась в прошлом. И вовсе не оттого, что сиквелу не хватает хронометража — наоборот, новую историю вполне можно было и сократить на полчасика.

И все же главное остается на своем месте. А именно выдающееся дуракаваляние, которое по традиции выходит за рамки самого фильма и продолжается в маркетинге и просто личной жизни всех причастных. Его трудно скрыть за драматизмом, заявлениями о морали и кивками в сторону других проектов кинематографической вселенной. Красно-черный костюм Дэдпула продолжит ассоциироваться с тем, что ко всему на свете можно относиться несерьезно, сколько бы его владелец ни распространялся об обратном. Именно поэтому тщетны попытки Людей Икс лишить Уилсона индивидуальности и сделать его «одним из»: его хватает минут на 15.

Но и на собственном пути героя подстерегает немало ловушек. Фурор, произведенный первой частью, пытаться повторить с каждым разом будет все труднее. И к чести Литча, он уже в сиквеле пытается нащупать какие-то точки отхода на будущее. Нельзя сказать, что перед нами какой-то совсем другой «Дэдпул». На франшизу уж слишком очевидно оказывают влияние люди, которым для этого необязательно садиться в режиссерское кресло. Впрочем, обо всем этом размышлять совершенно необязательно — всегда можно просто пойти в кино и как следует повеселиться.

 

Возрастная категория материалов: 18+