Брикеты не горят: завод «Благэко» поможет благовещенской свалке в борьбе с пожарами

Возгорания на благовещенском мусорном полигоне и неприятный запах, который вместе с дымом свалки время от времени окутывает село Садовое, стали темой совещания в мэрии амурской столицы. За последние шесть месяцев на самой большой свалке Амурской области произошло два крупных пожара: один в конце 2017-го года, второй — в мае нынешнего. Оба раза горящий мусор тушили в течение суток. Руководство администрации города и полигона 6 июля обсудили, почему возникают пожары и как им противодействовать.

Контроль усилен

— В городское управление ЖКХ неоднократно обращались жители Садового — в связи с тем, что на территории полигона наблюдались термоточки и дым со свалки накрывал село, — рассказал начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Благовещенска Сергей Казанцев. — К сожалению, технология тушения полигона достаточно длительная и не позволяет затушить за час. Мы обращались к руководителю полигона и все наши замечания были приняты. Проводились оперативные мероприятия, усилен контроль, увеличено количество техники для борьбы с возгораниями. Полигон должен функционировать постоянно, сюда везут мусор со всего Благовещенска и близлежащих сел, включая Чигири.

По словам директора ООО «Полигон» Владимира Семенова, сегодня свалка работает в штатном режиме. Оба предписания, которые поступили после июньской проверки Росприроднадзора, выполнены: на полигоне сделали обваловку и установили сетчатые ограждения побольше. В случае возникновения пожаров дополнительно привлекается техника сторонних организаций, хотя и свои машины работают постоянно — три бульдозера, самосвал и погрузчик.

— Мы принимаем мусор в соответствии со всеми действующими нормами и правилами. Основные проблемы действительно связаны с возгоранием полигона. На это влияет человеческий фактор, привоз транспортирующими организациями тлеющего мусора, как правило, это зола. А также, конечно, сказывается долгий срок эксплуатации полигона – ему уже 60 лет, — заметил Владимир Семенов. — На полигоне провели инструктаж с сотрудниками о том, что нельзя допускать нахождение на свалке посторонних лиц. Также провели разъяснительные работы с транспортирующими мусор организациями. Объяснили, что есть запрет выгружать тлеющий, горящий мусор на рабочую карту, где идет захоронение твердых коммунальных отходов. Если наши контролеры видят, что машина приезжает с задымленным бункером, ее отправляют для выгрузки на специальную площадку. И только после того, как мы убедимся, что мусор не представляет опасности для основного участка, мы перемещаем его туда.

Враги свалки — зола, жара и дождь

Мелкие возгорания мусора  происходят довольно часто, но они устраняются в считанные минуты, заверил директор ООО «Полигон». Причина вспышек — в горячей золе, которую жители частного сектора выбрасывают в контейнеры. «В итоге загораются отходы в мусоровозах. Бывает, машинам даже приходится высыпать все на улице, чтобы потушить, а потом собирают и везут его к нам», — поделился Семенов.

Первый заместитель мэра Владимир Константинов подчеркнул: если есть хоть малейшее подозрение, что содержимое мусоровоза может привести к возгоранию, отходы сразу отправляют на отдельную площадку, выгружают там и проверяют. «Вся куча мусора полностью перебирается и только потом поступает на рабочую карту для утилизации. Так что контроль усилен, причем в определенные моменты работникам полигона приходится работать в круглосуточном режиме», — говорит первый замглавы города.

Главные причины возгораний на полигоне — высокие температуры и осадки.

— Жара и дожди ускоряют процесс гниения, они действуют как катализаторы. Вот в мае стояла жаркая сухая погода, в итоге произошло возгорание. А в конце прошлого года на рабочую карту попал мусоровоз с уже тлеющим мусором, — пояснил причины двух крупных пожаров Владимир Константинов.

При этом тушить горящий на свалке участок водой ни в коем случае нельзя — чем сильнее льешь, тем больше выделяется дыма и вредных веществ. Поэтому загоревшееся место работники полигона засыпают песком, перебирают мусор и трамбуют его. «Заходит техника и начинает раздвигать отходы, вытаскивает оттуда горящий слой, просыпает его песком, опять трамбует», — описывает процесс первый заммэра.

Трамбовать плотнее

Надо понимать, что когда речь идет о пожаре на полигоне, не имеется в виду открытое пламя, обращает внимание Владимир Константинов.  

— Утилизация мусора — сложный процесс для предотвращения попадания различных вредных веществ в почву. Когда мусор высыпали на участок, разравняли бульдозером, утрамбовали, просыпали песком, получается слоеный пирог, который преет и гниет. Возникают достаточно высокие температуры, при которых материалы, тот же пластик, начинают разлагаться на свои компоненты. В итоге появляется газ, выбросы. Понятно, что это создает некомфортное проживание по пути следования розы ветров — это как раз село Садовое. Один из его жителей обратился к президенту по этому поводу, конечно, даже я с ним согласен — когда воняет с помойки, не очень комфортно жить, — признает первый вице-мэр.

Основная задача полигона сегодня — не допустить в утрамбованном слое обильного тления с массовым выделением вредных веществ, затрудняющих жизнь, говорит чиновник. Поэтому выделяется дополнительная техника для утрамбовки и завоза песка, чтобы «слоеные пироги из мусора» прессовались на участках утилизации более качественно.

Откосы накроют полотном

Еще одна проблема городской свалки — высокие откосы высотой 20—25 метров, которые образовались за 60 лет эксплуатации. Это края полигона, уходящие вниз под уклоном в 45—50 градусов. Трамбуя мусор десятки лет слой за слоем, полигон растет вверх, поэтому появление откосов по краям неизбежно. Тушить эти места не только сложно, но и довольно опасно для бульдозеристов.

— Если загорается основная рабочая карта, где утилизируется мусор, справиться с этим удается быстрее и проще. А вот подобраться к откосам трудно. Обычно мы, сдвигая песок, эти откосы им заваливаем, уплотняем, чтобы не дать воздуху туда поступать. Сейчас у нас разрабатывается проектно-сметная документация, ведутся переговоры с организациями, поставляющими материал – специальное полотно. Мы планируем накрыть им откосы и тем самым избежать попадания прямых солнечных лучей, воздуха, сточных вод и осадков на края полигона, — рассказал Владимир Семенов.

«Благэко»​ снизит число пожаров 

Надежду на то, что запаха и возгораний на полигоне станет меньше, дает мусороперерабатывающий комплекс «Благэко», который планируют запустить до конца 2018 года. Во-первых, на полигон будет попадать меньше горимого мусора, во-вторых, пищевые отходы будут спрессованы настолько сильно, что вряд ли смогут воспламениться.

— Мы считаем, что завод снизит возможность возгорания полигона в связи с тем, что уменьшится попадание на него таких опасных горючих материалов как пластик, картон, полиэтилен, — объясняет руководитель ООО «Полигон». — Будет использоваться новая технология — брикетирования отходов. Это позволит избегать появления воздушных прослоек, выделения биогаза. Процесс брикетирования подразумевает под собой прессование отходов на прессе и только после этого размещение их на полигоне.

Комплекс «Благэко» будет разделять по разным сортировочным линиям мусор: стекло, металл, бумагу с картоном, полиэтилен, пластик, ткани, алюминий. Оставшиеся пищевые отходы — несортируемый остаток — переработают в брикеты.

— Получили, допустим, машину с пятью кубометрами мусора, из них три с половиной кубометра — материалы, подлежащие дополнительной переработке — разойдутся по линиям сортировки. То, что не подлежит — будет компостироваться и превратится в брикет. Из полутора кубометров отходов получается брикет размером полметра на полметра, который уже и будет поступать на полигон для утилизации. Он сжат, в него нет доступа кислорода, ну а процесс горения без этого в принципе невозможен, — рассказал Владимир Константинов. — Думаю, что с введением в эксплуатацию завода у нас ситуация на полигоне несколько улучшится и снизится число пожаров пожаров на рабочей карте полигона.

Возрастная категория материалов: 18+