Космический регион отрезали от России

Все разговоры о приоритетном развитии Дальнего Востока, сдобренные раздачей малопонятного бесплатного гектара дальневосточной земли всем желающим гражданам нашей необъятной страны, разбиваются о транспортную недоступность. Сегодня из Благовещенска в Москву можно улететь по космическим ценам, по таким же заоблачным тарифам можно из столицы добраться до берега Амура.

Это случилось не вчера, наш борт «сруливал» с полосы медленно и постепенно. Приамурье, которое, как известно, уместится только в песне да сказке, осталось без доступного авиационного сообщения с центральными регионами России.

Сегодня на направлении Благовещенск — Москва работают две авиакомпании. Самолет «Уральских авиалиний» летит до Белокаменной больше десяти часов с промежуточной посадкой в Екатеринбурге, а прямой рейс из российского форпоста до Первопрестольной выполняет авиакомпания Nord Wind. Дальневосточников не удивить длительными перелетами, больше всего возмущает, что полеты для большинства амурчан остались только во сне, наяву они доступны избранным.

Цены на них просто за гранью грани. Один пример: 5 июля 2018 года самый дешевый билет на прямой рейс из Благовещенска до Москвы стоил 49 000 рублей. А на рейсе с промежуточной посадкой в Екатеринбурге до столицы можно было улететь всего за 45 тысяч. Однако в эту сумму не входил провоз багажа — это был самый дешевый тариф летнего дня…

Национальный перевозчик — компания «Аэрофлот» в Благовещенск не летает уже несколько лет.

— Наша взлетно-посадочная полоса (ВПП) не соответствует требованиям «Аэрофлота», мы не можем принимать тяжелые дальнемагистральные самолеты, — объясняют в региональном минтрансе.

В правительстве Приамурья называют самые оптимистичные сроки начала реконструкции ВПП — вторая половина 2019 года. При самом благоприятном сценарии на все это сложное дело потребуется 36 месяцев. Воистину в России обещанного три года ждут.

Разговоры о строительстве новой взлетки идут больше десяти лет. Они усиливаются перед очередными выборами, потом плавно затихают. Правда непонятно, почему национальному авиаперевозчику нельзя запустить рейс с промежуточной посадкой, который будет выполняться не тяжелым самолетом? Незыблемый закон рынка — конкуренция обязательно сбивает цены на билеты.

Столица отдаленного, но космического региона (в 140 километрах от Благовещенска находится национальный космодром Восточный) не вчера осталась без надежных коммуникаций.

В 2015 году отменили пассажирский поезд Благовещенск — Владивосток. До «города нашенского» можно добраться только с неудобной пересадкой в Хабаровске. Авиарейс до Хабаровска тоже отменен с минувшей весны. Причины не назывались.

Мне сегодня, впервые за мои 50 лет, прожитых на Дальнем Востоке, захотелось купить билет в одну сторону.

Отменен и пассажирский поезд Благовещенск — Москва. От столицы Приамурья до Читы по четным числам ходит «прицепка» — несколько неудобных, спальных вагонов, без намеков на кондиционер и биотуалеты. Их в столице Забайкальского края цепляют к пассажирскому поезду Чита — Москва, и пожалуйста — семь суток по духоте до сердца необъятной Родины. И такую же неделю без душа нужно будет протрястись обратно из Москвы. Половина отпуска в плацкартном вагоне — мечта редчайшая.

Захожу на сайт «Аэрофлота», пытаюсь купить билет до Москвы из дальневосточной столицы — Хабаровска. Забиваю первые пришедшие в голову даты: 20 июля из Хабаровска в Москву, 30 июля обратно. Сайт радостным красным шрифтом мне высвечивает, что «билетов экономкласса в продаже нет», предлагает только «бизнес-оптимум» за 67 753 рубля. В одну сторону.

Смотрю, за сколько можно улететь из китайской столицы до Москвы и обратно. В 40 433 рубля обойдутся билеты из Пекина до Москвы и обратно. На эти же даты, что из Хабаровска в Москву и назад. Для китайских пассажиров моя Россия доступней почти на 100 тысяч. Вот такая геополитика при примерно одинаковом времени в пути.

Это тот самый случай, когда цифры громче и упрямей всех слов, речей и обещаний. Мне сегодня, впервые за мои 50 лет, прожитых на Дальнем Востоке, захотелось купить билет в одну сторону.

От нас улетают и не возвращаются тысячами. Отток населения уже похож на эвакуацию. Люди, живущие здесь, на краю российского края, не чувствуют себя неотъемлемой частью страны.

Ты попробуй доберись до этой самой страны, вернее той ее части, где принимаются большие решения и где рисуют ценник твоей жизни. И хватит ли у тебя сил и возможностей вернуться обратно. Туда, где начинается новый день большой державы. И где живет очень мало людей.

К слову

Продажа субсидированных билетов на перелеты по льготному тарифу для пожилых и молодых дальневосточников в Благовещенске продолжалась меньше суток. Эти билеты закончились, не успев поступить в продажу.