Скотчем и топором: рецензия на новый боевик «Небоскреб» с Дуэйном Джонсоном и Нив Кэмпбелл

Бывший рестлер и действующий бакалавр наук Дуэйн Джонсон, которому никак не удается избавиться от «бойцовского» псевдонима Скала, явно не собирается уступать кому-либо место главного героя современного голливудского боевика. Более того, ему не боязно посягнуть и на святое. В «Небоскребе», например, он ясно дает понять, что время таких парней, как Брюс Уиллис, безнадежно ушло, но это еще не значит, что плохим парням позволено творить все, что заблагорассудится. Кино про высотку, вышедшее на экраны через 30 лет после первого «Крепкого орешка», на самом деле никому особенно не нужно — кроме исполнителя главной роли, в течение полутора часов демонстрирующего несокрушимость своего персонажа. Надоедает очень быстро, зато Скала остается скалой.

Размах продюсеры замышляли невиданный — не зря же потратили на «Небоскреб» почти на 100 миллионов долларов больше, чем потребовалось в восьмидесятых на приключения Джона Макклейна. Высотка теперь не просто крутая, а самая выдающаяся в мире тех, кто меряется небоскребами: уходит верхушкой прямо в облака, где-то посередине мирно живут панды, а лифты перемещаются со скоростью пули. Стоит здание посреди Гонконга, и в него вот-вот начнут заселяться не обманутые дольщики. Но сначала владелец должен проверить всю безопасность, прежде чем заключить самый дорогой страховой договор в истории. Азиат-мультимиллиардер держится уверенно, сам проводит для новых сотрудников экскурсии по этажам, а разговаривает при этом фразами из рекламного буклета, потому что Роусон Маршалл Тербер не только сценарист, но еще и постановщик этого фильма, и ему просто некогда было сидеть с пером и чернилами над человеческими диалогами. Главный герой как раз и берется дать оценку состоянию дел в здании, для чего ему выдают сверхважный планшетный компьютер, позволяющий творить с самым дорогим небоскребом в мире все, что угодно. Уилл Сойер — бывший агент ФБР, подорвавшийся на бомбе. Из-за взрыва он лишился левой ноги, зато обрел семейное счастье в лице супруги, делавшей ему ампутацию, и двоих детей. Девочка особенно бойкая, мальчик же страдает астмой. Не рассчитывайте только, что это — деталь, которая призвана сделать персонажей похожими на реальных людей.

Тербера не интересуют ни детективные интриги, ни дополнительные сюжетные линии.

Как только планшетник оказывается в руках Сойера, начинается экшен, инерции которого хватит до самых финальных титров. Тербера не интересуют ни детективные интриги, ни дополнительные сюжетные линии — подлый предатель по собственной инициативе обнаруживает себя через пару минут после того, как зритель узнает о предательстве, а дальше будет только воссоединение семьи через огонь, кровь и скотч. Плохие парни и девицы под видом телефонистов (потрясающий ход) поджигают высотку, отключают систему пожаротушения и ждут, когда богатей-азиат отдаст «то, что им нужно». Сойер тем временем проникает внутрь, чтобы выручить оказавшееся в заложниках семейство, а по ходу дела и пооткручивать головы всем, кто лишил его выгодного контракта. Мотивации хоть отбавляй, поэтому главному герою удается бегать, прыгать и драться со здоровыми мужиками, невзирая на протез. В это время полиция и пожарные собираются вокруг пылающего в ночи здания, чтобы посмотреть, хорошо занялось или нет. Стоять внизу они будут до самой развязки. И даже с хитроумным программным обеспечением придется разбираться женщине-хирургу, в то время как представители силовых структур будут лишь делать удивленные глаза и вопрошать «Вы знаете, как это работает?» и «Как вы это сделали?» Впрочем, тот факт, что никаких надежд на поддержку нет, становится понятен гораздо раньше. Всех, чья работа спасать и защищать, интересует только сохранность жизни и здоровья владельца здания. И с этим они справляются из рук вон плохо.

Нет, никто не строит иллюзий насчет «Крепкого орешка». Может, это и культовый боевик, но и в нем предостаточно характерных для жанра штампов, а сомнительная связь с реальностью просматривается вполне отчетливо. И все же «Небоскребу» вряд ли достанется четыре номинации на «Оскар» и зрительское обожание на несколько десятков лет вперед. Дело, к примеру, в сугубо «напроломной» харизме актера Джонсона, который из года в год пытается убедить публику в том, что и у него есть чувство юмора, а сценаристы всеми силами стараются ему помочь. То, что Уиллису (который во время работы над «Крепким орешком» снимался в сериале «Детективное агентство "Лунный свет"») удавалось играючи, Скала воспроизводит со скрипом: ему гораздо проще без устали крушить декорации чужими туловищами. А когда нужно — и собственным. Да, он старательно отыгрывает любящего мужа, когда в кадре появляется Нив Кэмпбелл, дурачится с детьми (не больше одного раза за фильм) и произносит в пустоту шуточки про то, что скотча должно быть больше. Только зрителю от этого всего ничуть не весело. Он просто ждет, когда очередной персонаж Джонсона прошибет лбом все стены, построенные между ним и целью. Сойер не способен ошибаться — только не знать, его противники, даром что провернули столь впечатляющую операцию, всегда гораздо глупее, особенно если дело доходит до рукопашной.

Даже ожидаемую зрелищность, которую обещали трейлеры и миллионы бюджета, Терберу пришлось частично принести в жертву: действие происходит ночью, потому что ночью особенно красиво смотрятся со стороны пылающие небоскребы.

Примечателен и тот факт, что режиссер Тербер до «Небоскреба» специализировался главным образом на комедиях и даже сейчас готовится начать съемки ленты «Мы — Миллеры 2». Вероятно, необходимость постоянно поддерживать публику в приподнятом настроении постановщику наскучила, потому что в фильме про горящую высотку делать это просто некому. Наконец, Джонсон, наученный горьким опытом «Форсажа», не желает ни с кем делить славу. Кроме полузабытой актрисы Кэмпбелл, которую быстро выталкивают на периферию, а также нескольких второстепенных сериальных исполнителей, никаких знаменитостей в каст не пустили. Оператору Роберту Элсвиту, работавшему над «Золотом», «Субурбиконом» и «Эволюцией Борна», а также получившего «Оскар» за «Нефть», в «Небоскребе» развернуться негде. А потому итогом их с монтажером деятельности становится старая добрая нарезка: вот общий план горящего здания. потом главный герой, огонечки внутри, плачущие дети, главный герой, главный герой и негодяи. Набор увлекательных сценок, в подавляющем большинстве которых добро без особых проблем побеждает зло на фоне одних и тех же задников, трудно назвать полноценным художественным фильмом. И когда с плохим парнем справляется женщина-врач, ткнув паршивца легкой ножкой куда-то в район коленки, это не выглядит ни пафосно, ни забавно. Это вообще не выглядит никак. Ну, дали бы еще маленькому астматику кого-нибудь отметелить.

Добравшись до хеппи-энда, в котором у нисколько не уставшего после размахивания топором и даже не потерявшего протез главного героя не остается никаких поводов для грусти, зрителю остаётся только понять, зачем он, собственно, проделал этот путь. Даже ожидаемую зрелищность, которую обещали трейлеры и миллионы бюджета, Терберу пришлось частично принести в жертву: действие происходит ночью, потому что ночью особенно красиво смотрятся со стороны пылающие небоскребы. В концовке герои произносят дежурные фразы про любовь и ремонт и расходятся. В наше время нет вообще ничего невозможного, но в данном случае вторая серия будет смотреться особенно нелепо. Впрочем, в следующий раз высотку можно, например, затопить — у Джонсона уже есть недюжинный опыт подводного плавания в армейских ботинках. Или наводнить огромными крысами — может, в таких обстоятельствах комический дар актера наконец хоть как-то проявит себя. В общем, есть куда направить воспаленную фантазию, но для начала, конечно, не мешало бы оценить сборы. Стартовал боевик гораздо хуже, чем от него ожидали. И ничего удивительного в этом нет.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.