«Хорошо, что она ничего не помнит»: со спасенной от педофила шимановской девочкой работают психологи

Ребенок попал в лапы к уголовнику-педофилу: счастливый финал у таких криминальных историй — большая редкость. На прошлой неделе амурский город Шимановск, переживший в 2009 году страшную трагедию — дикое убийство маньяком-извращенцем двух малолетних сестренок, опять содрогнулся. Вечером 18 июля в районе Крестьянского поселка пропала восьмилетняя девочка. Полиция, сотрудники следственного комитета, пограничники, волонтеры — все проявили оперативность и слаженность действий. Через полтора часа в заброшенном доме у старого кладбища нашли девочку в шоковом состоянии, но живую.

Вскоре задержали похитителя — им оказался заезжий уголовник-сибиряк. Сейчас следственный комитет проверяет, нет ли за ним других криминальных следов. Пострадавшую уже выписали из больницы, ей помогают психологи. В результате пережитого шока девочка не помнит ничего, что с ней произошло.

«Ушла с каким‑то дядей»

— После изнасилования и зверского убийства двух девочек 9 лет назад мы долго не могли жить спокойно, были в постоянном страхе за своих детей, — говорит мать троих детей из Шимановска Ольга Колесникова. — Весь город тогда хорошо «зачистили» силовики: пока искали убийцу, выявили еще не одного педофила. Казалось бы, только чуть отлегло, боль забываться стала… Сейчас опять родители боятся выпускать детей на улицу. А лето еще долгое впереди. Своих извращенцев пересажали — заезжий педофил появился.

71

ребенок в Амурской области пострадал от сексуальных притязаний взрослых с начала 2018 года, среди них — 50 девочек

Мужчина, подозреваемый в преступлении, ранее имел судимость — и не одну. По словам силовиков, находился в розыске. Он ехал по федеральной трассе «Амур» и заглянул в Шимановск. Сказать, что ребенок был без присмотра, нельзя. Мать работала в огороде и периодически выглядывала, как ребенок играет в песочнице. Не увидев дочку, забила тревогу. Детишки, которые гуляли на улице, сказали: «Она ушла с каким‑то дядей».

Как потом выяснилось, незнакомец попросил у одного из местных мальчишек велосипед, сказал, что прокатится до магазина и вернется. Купил в ближайшем магазине для девочки конфеты и увез ребенка в сторону старого кладбища. Там есть недостроенное здание, где злодей хотел ребенка изнасиловать, но что‑то ему помешало. «Как показывает криминальная статистика, если похищенного ребенка не находят в течение первых трех часов, то его очень редко уже находят живым. Здесь все службы сработали очень оперативно, — подчеркивают в следственном управлении СКР по Амурской области. — И, соответственно, есть результат».

Волонтеры не успели приступить к поискам

Мама позвонила в полицию около 18 часов вечера. Через 20 минут весь личный состав шимановской полиции был поднят по тревоге. Были задействованы сотрудники внутренних дел соседних районов — выставили посты на железнодорожных станциях, перекрыли федеральную трассу. Благодаря очевидцам оперативники знали приметы похитителя. На помощь пришли пограничники со служебной собакой. По запаху личных вещей ребенка обученная овчарка вывела опергруппу в район старого кладбища, расположенного по улице Пушкина, а потом след был потерян. Район взяли под контроль полицейские патрули.

— В тот день мы готовились к городскому форуму, я уже ехала домой после собрания, как мне позвонили: «Срочный сбор. Пропал ребенок!» — рассказала многодетная мать и волонтер с пятилетним стажем Эльвира. — Сразу стали распространять сообщения по соцсетям, дали клич в течение 15 минут всем собраться. И к семи вечера у здания полиции собралось около 30 добровольцев, почти все на своих автомобилях. Мы ожидали, что скажет полиция. Нам не разрешали одним ехать на поиск ребенка. А буквально через полчаса поступило сообщение, что мужчину задержали, а девочку нашли. На этот раз мы даже не успели приступить к поискам. И слава богу…

Насильно поил алкоголем

Один полицейский наряд ППС обнаружил похищенную девочку в состоянии психологического шока и ссадинами на теле. Позже их коллеги из другого наряда по ориентировке задержали 47‑летнего подозреваемого. В Шимановск бывший уголовник приехал из Хабаровского края, а сам он родом из Сибири. Куда конкретно он направлялся — пока тайна следствия. Надо проверить, нет ли за похитителем другого криминального следа. Этим сейчас занимаются следователи СК при оперативной поддержке сотрудников МВД. В разные регионы направлены ориентировки.

166

уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, находилось в производстве амурских следователей в 2018 году, 74 уже окончено расследованием. 59 дел в отношении 61 обвиняемого ушли в суд

Местные жители рассказали «Амурской правде», что подозреваемого брали в тот момент, когда он пил чай в одном из частных домов недалеко от места, где нашли в заброшенном доме ребенка. Однако в Следственном комитете это не подтвердили. Сказали уклончиво: «информации, что мужчина до совершения преступления общался с местными жителями, у нас пока нет».

В больнице медики обнаружили в крови у девочки алкоголь. Видимо, педофил пытался насильно напоить ребенка. Чем? Это покажет химическая экспертиза. Как говорят эксперты, выводы пока делать рано: назначены и другие экспертизы, в том числе психиатрические. Ребенок несовершеннолетний, поэтому следователи избегают лишних подробностей.

Уголовную статью п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего), по которой возбудили уголовное дело еще до того, как ребенок был найден, а подозреваемый задержан, переквалифицировать не стали. Расследование проводится в рамках этой статьи, а в итоге преступление будет инкриминировано как покушение на убийство.

«Маньяки выбирают доверчивых детей — их легче обмануть»

Советы специалиста криминалистики Следственного комитета — бывшего врача-сексолога

Жизнь моих внучат, одному из которых семь, а второму — пять, напоминает аквариум: рано утром садятся с мамой в машину и едут в охраняемый детсад. Обратно на машине до дома и прогулка минут 30—40 под неусыпным взором. Больше маме гулять некогда — домашние дела, а дети с завистью выглядывают с шестого этажа на ребятишек постарше на роликах. В выходные радость, если папа возьмет с собой за продуктами в супермаркет с заездом на автозаправку, а вечером уставшая мама выведет на часок с велосипедами покружить по асфальту. Страх родителей оставить ребенка даже на 15 минут во дворе спровоцирован опасной средой. К этому не подходи, с этим не говори, ничего не бери! Как ребенка уберечь от педофила и не вырастить его трясущимся параноиком? Об этом разговор с Алексеем Гавриленко — в прошлом сексологом, а сегодня полиграфологом, сотрудником отдела криминалистики СУ СКР по Амурской области.

Весь город девять лет назад хорошо «зачистили»: пока искали убийцу, выявили еще не одного педофила. Своих извращенцев пересажали — заезжий педофил появился.

— Алексей Геннадьевич, девочка, на которую покушался мужчина, ничего не помнит и не понимает, что с ней произошло. Неужели такое действительно возможно после пережитого?

— Возможно. Бывает шоковое состояние именно в состоянии сознания. И это в какой‑то мере спасение для ребенка. Девочке было настолько страшно, что от психологического шока в мозгу произошла блокировка зрения, слуха… Есть люди, которые в состоянии жуткого страха начинают защищаться, убегать, откуда‑то берутся невиданные силы, а есть люди, которые словно в ступор впадают. Психика — такая вещь хитрая, она блокирует психологическую травму. Ребенок реально не понимает, что произошло. Может частично возникнуть ретроградная амнезия. В будущем, если не ворошить прошлое и заниматься ребенком, то психологическая травма уходит в подсознание глубоко на второй план, забывается. Поэтому так важно не напоминать о негативных событиях, чтобы не воздействовать на будущее психосексуальное развитие ребенка.

— Можете нарисовать примерный психологический портрет педофила?

30

подростков в возрасте от 15 до 17 лет пострадали от сексуальных притязаний, 38 —  от 6 до 14 лет, 3 — от 1 до 5 лет

— Он многоликий. Педофилом может быть и вполне даже порядочный человек, который живет с мамой и несколько раз в год выходит на сексуальные приключения. Для него это действительно приключение, а для нас — охота за детьми. Но чаще всего на эти преступления идут люди, которые побывали в заключении. Несколько лет назад такой же вот негодяй увез девочку на мокике в лес. Вся жизнь его прошла в местах лишения свободы. Взрослые женщины его не подпускали к себе, и он решил искать более доступный способ контакта. Дети же доверчивые. Покатал свою двоюродную сестру, а потом предложил покататься ее подружке. Девочка очень положительная, отличница, замечательный ребенок. Согласилась: что тут особенного, подружка же каталась — и ничего. Поехали в лес. А там он ее запугал, изнасиловал, потом посадил на мокик и повез дальше, но по дороге бензин кончился. Девочка улучила момент и позвонила маме. Тоже повезло — жива осталась.

Хорошо воспитанный ребенок привык слушаться старших — он может стать жертвой собственного воспитания. Поэтому надо рассказывать, что у преступника не обязательно «зверское лицо». У нас же кто самые лучшие вруны? Это наркоманы и педофилы! Они такого напридумывают, чтобы ребенка заманить. Одному ребенку конфетку или мороженое пообещал купить, другому предложил на велосипеде прокатиться, третьего позвал котеночка поискать — это самый распространенный случай. Иногда они такие уловки придумывают... Вариантов обмана много — всех не предвидишь, но есть основные вещи, которые надо внушать ребенку с самого детства.

Начать с того, что с чужими дядями никуда не ходить, да и тетями тоже. У нас был случай, когда женщина взяла чужого ребенка. Из Райчихинска добралась, где пешком, где на попутках, аж до Тамбовки. Выпившая была, не отдавала отчета своим действиям.

Надо учить детей, что лучше не заходить в подъезд с незнакомым человеком, особенно если от него пахнет алкоголем. Не брать ничего у взрослых — ни у мужчин, ни у женщин, ни конфетки, ни мороженое — ничего! Ни «котика поискать, который потерялся, или щеночка». Ребенка надо обучать, как спасаться от неприятных ситуаций, которые с ним могут случиться. Девочка могла бы просто закричать, если ее взял кто‑то за руку или позвал с собой. Крикнула бы просто «мама!» Иногда этого достаточно, чтобы спугнуть педофила.